Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 0

1 м/с, зап

773мм

96%

Подробнее

Пробки

5/10

В петербургских театрах БУНТов не будет

592
ПоделитьсяПоделиться

Из Минфина в Минкульт поступили проекты документов, которые касаются всех бюджетных учреждений. В них к тому, что раньше называлось АУ (или "автономным учреждением"), добавилось "бюджетное учреждение нового типа" (образующее провоцирующую аббревиатуру – БУНТ). Источники в Министерстве культуры говорят, что в следующем году все бюджетные учреждения федерального подчинения должны быть преобразованы либо в автономные, либо в бюджетные учреждения нового типа, либо стать казенными. Так ли страшны БУНТы, как их "малюют", и стоит ли опасаться их в Петербурге — выяснял корреспондент "Фонтанки".

От БУНТа до казенного дома

Суть реформ (кстати, задуманных ещё задолго до кризиса) заключается в том, что финансирование, сегодня пока всё ещё гарантированное, в двух из трех предлагаемых новых форм хозяйствования превращается в субсидии. "Казенное учреждение" более всего похоже на нынешние бюджетные учреждения; они также будут на полной дотации государства. То есть, статус казенного учреждения гарантирует скромное, но стабильное финансирование, зато лишает учреждение культуры заработка: все заработанные им средства уходят в бюджет – вряд ли это понравится тем организациям, которые сами умеют зарабатывать деньги. Любое казенное учреждение может легко перейти в форму бюджетного или даже автономного, зато обратный ход можно будет сделать в дальнейшем только по решению правительства.

Согласно неофициальной пока информации из Министерства культуры, если учреждение способно зарабатывать самостоятельно 30 и больше процентов от своего бюджета, ему будут предлагать формы БУНТа или АУ, суля большие финансовые свободы. Ведь в казенном учреждении перераспределять бюджет никто не позволит, а в других формах – пожалуйста. АУ будут получать определённую сумму, с которой учреждение вправе поступать по своему разумению (понятно, оставаясь в рамках закона). Бюджетное учреждение нового типа (БУНТ) – вроде бы более приемлемая форма, но деятели культуры опасаются, что его можно признать нерентабельным и  ликвидировать.

Тот факт, что "бомбы падают уже совсем рядом", подтвердился на пресс-конференции в Александринском театре, посвященной новому театральному сезону: художественный руководитель театра Валерий Фокин сообщил, что государственное финансирование Александринки со следующего года сократят в два раза. Сейчас бюджет театра урезан на 30 процентов, а с будущего года, возможно, его секвестируют на все пятьдесят. Фокин признался, что это повлияет на работу театра не лучшим образом: "Если раньше мы могли себе позволить не думать о финансах при постановке спектакля, то теперь нам придется исходить из конкретной суммы, которую мы сможем выделить на ту или иную постановку", – сказал режиссёр.

По мнению Валерия Фокина, репертуарные театры от растерянности начинают двигаться в сторону развлечений: "Даже известнейшие театры делают аншлаг любой ценой: спектакли с двумя медийными актерскими лицами и двумя табуретками вместо декораций". Режиссёр выразил опасение, что под лозунгом выживания в творческом плане  в театре многое будет безвозвратно утеряно.

Фокин также посетовал, что несмотря на все разговоры, до сих пор так и не принят закон, который бы поддержал меценатство на государственном уровне: "У нас в стране никогда не было делом престижа вкладывать деньги в культуру. У нас человек просто отрывает от себя деньги и отдает, да ещё и налоги с пожертвований платит. Надо, чтобы бизнес ощутил экономическую выгоду, а потом он войдет во вкус. Ещё до кризиса я разговаривал с обеспеченными людьми, и они всегда говорили откровенно: если бы был закон и мы бы знали, что будет налоговая льгота, как на Западе, дали бы любые деньги".

Все не так страшно

Напомним, что Александринка – это театр федерального подчинения, и по суммам финансирования в рамках федеральной целевой программы Минкульта "Культура России 2006-2010 годы" находится на третьем месте (сразу после московского Большого и Мариинского театров). Как же предстоит выживать городским театрам Санкт-Петербурга? В чём конкретно выразятся новые экономические реалии в Питере и что ожидает культурные учреждения, находящиеся в городском подчинении, "Фонтанка" решила выяснить у председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Антона Губанкова.

- Всё не так страшно, несмотря на "волны", которые вызвали (в первую очередь – среди театральных деятелей) разговоры о реформе бюджетной сферы и автономных учреждениях; нашим музеям и театрам ничего не грозит. Так называемых БУНТов у нас не будет, речь идёт именно об АУ, или об автономном управлении. Однако даже самая свободная форма автономного учреждения не позволит обанкротить музей или выселить его из памятника архитектуры федерального значения. В готовящихся проектах нет ничего особо нового – они являются продолжением работ, ведущихся уже в течение последних примерно пяти лет с одной лишь целью: уменьшить степень несвободы творческих коллективов. Способы финансирования и отчетности о проделанной работе могут быть разными; если это жесткий контроль – это казенное учреждение. Бюджетные учреждения нового типа, или АУ, будут отчитываться в несколько иной форме – однако здесь очень многое зависит от экономической подготовленности и деловых качеств руководителей. Имущество театра, разумеется, никто трогать не будет, а вот вопрос о деловой эффективности администрации станет весьма актуальным: большая свобода в перераспределении денежных средств естественным образом подразумевает и повышенную ответственность руководителей учреждений культуры.

- В этих вопросах существует и ещё одна, чрезвычайно тонкая материя, – заметил глава  комитета по культуре. – В условиях кризиса мы продолжаем и ремонтировать театры, и строить для них новые здания. Но поскольку бюджет далеко "не резиновый", надо как-то перераспределять средства: ведь есть театры, которые вполне благополучно разъезжают по России и по всему миру, зарабатывая весьма достаточные для себя средства. А вот для театра балета Эйфмана, например, при непосредственном содействии комитета по культуре, был "выбит" грант из федерального бюджета в размере 57 миллионов рублей. Театр Эстрады, художественным руководителем которого с декабря прошлого года является Юрий Гальцев, совсем недавно получил статус государственного учреждения – тем не менее, коллектив сам нашёл инвестора для ремонта на сумму около шести миллионов долларов.

- Форс-мажор или какая-то спешка в этих вопросах исключены, – заверил Антон Губанков. – Мы изучали опыт коллег по всей России, анализировали. Если в ряде регионов, например, этот вопрос решили жёстко, сразу – то мы форсировать события не будем. Следующий, 2010-й год, будет переходным, а окончательный выбор придется сделать к началу 2011 года. Не стоит беспокоиться и о том, что "культуру перестанут финансировать" – но тем не менее, поскольку в ближайшее время увеличения бюджета ожидать не приходится, новые формы управления в учреждениях культуры за счёт большей свободы позволят им более гибко как экономить деньги, так и их зарабатывать.

На сегодня к форме АУ в Петербурге перешли три театра: Ледовый театр, Мюзик-Холл и Театр Музыкальной комедии. О том, как себя чувствуют театральные коллективы в новом статусе, "Фонтанка" расскажет читателю в наступающем театральном сезоне.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close