Конфликт между комитетом по здравоохранению и больницей №46 Святой Евгении, где реабилитационную и иную помощь получают ветераны-блокадники, разгорается. Блокадники пытаются выяснить, не собираются ли власти закрыть уникальное учреждение и поднимают тревожные вопросы в городском парламенте, комитет по здравоохранению категорически отрицает какие-либо предпосылки для ликвидации и заверяет — экономические проблемы заинтересованные лица переводят в политические, прикрываясь уважаемыми жителями блокадного Ленинграда.
Депутаты городского парламента решили разобраться с проблемами уникального медицинского учреждения, где оказывают помощь ветеранам-блокадникам. В четверг, 17 сентября на заседании комиссии по здравоохранению было развернуто широкое обсуждение с участием ветеранов. Главным в повестке дня стал вопрос: закроет ли комитет учреждение или позволит увеличить нормативы по койкам.
«21.08.2009 по каналу «СТО» мы услышали, что больницу для блокадников №46 Святой Евгении закрывают и передают другой организации... Очень просим Вас посодействовать нам в том, чтобы больницу навсегда оставили за жителями блокадного Ленинграда и их потомками», - говорится в одном из писем на имя спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова от группы блокадников.
В другом обращении в адрес председателя комиссии по здравоохранению ЗакСа от международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда рассказывается о всех злоключениях центра: о том, что открытия такого учреждения добивались 10 лет и смогли только в 2000 году с помощью бывшего губернатора Владимира Яковлева, о том, что постоянно комитет по здравоохранению предпринимает попытки ликвидировать учреждение: то не дают направления на лечение именно в эту больницу, то пытаются построить во дворе здания жилой дом, то затягивается выдача лицензии, то здание «продается» югославам, то комитет проводит по 25 проверок в год — и все время кто-нибудь из вышестоящих руководителей заступается.
А теперь комитет сократил нормативы по койкам — и это в то время, когда в городе медицинской помощи ждут 250 тысяч блокадников, а в очереди на оказание услуг в этом конкретном учреждении стоят 400 человек. «Комитет желает разогнать очередь по другим больницам. И откровенно по телеканалу заявили... закроем реабилитационный центр, пусть блокадники лечатся в других больницах... С этими решениями мы встречаем 65-ую годовщину Победы... Нельзя ли пересмотреть штат комитета по здравоохранению, который возглавляют военные отставники, далекие от проблем гражданской медицины, занимающиеся вымыслом и интригами», - говорится в обращении.
Как сообщила на заседании в ЗакСе Валентина Леоненко, президент международной ассоциации общественных организаций блокадников, против закрытия учреждения 8 сентября ветераны планировали провести пикет. Однако, узнав о запланированной акции, председатель комитета по здравоохранению Юрий Щербук приехал в больницу и «поименно вызывал каждого из подписавшихся и заставлял отказаться от участия в пикете». А в телевизионном сюжете, заместитель председателя комитета по здравоохранению Фарит Кадыров заявлял, что больницу закроют, а пациентов за 2-3 дня распределят в другие учреждения.
По обращению блокадников накануне на заседании городского парламента от депутатов коммунистической фракции был направлен запрос губернатору города Валентине Матвиенко, в котором было обозначено: в 2009 году городской комитет по здравоохранению уже трижды сокращал план больницы по приему пациентов. В общей сложности, он уменьшен на 2122 человека (с 7 тысяч в год), в связи с чем и финансирование центра урезали на 50 миллионов рублей. Депутаты также в запросе высказали обеспокоенность по поводу задержки комитетом оплаты капитального ремонта здания - на данный момент подрядчикам не выплачен 31 миллион рублей.
У комитета по здравоохранению другая позиция. Как заявил на заседании комиссии один из заместителей председателя комитета Олег Гриненко, никто учреждение не закрывает. А количество коек сокращено на 57 штук по двум причинам: именно на такое количество по сравнению с 2008 годом превышается план по приему больных. А перезаполнение учреждения наблюдающимися может привести к ухудшению их положения. Во-вторых, эти койко-места развернуты, но не заняты — как заверил Гриненко, проверка комитета показала, что в учреждении находилось 280 пациентов на 347 коек. Чиновник также сообщил, что ремонт на 31 миллион рублей в больнице был проведен с подрядчиком без составления проектно-сметной документации и без проведения конкурса — напрямую по договоренности с компанией, выполнившей работы. За это главврач уже получила выговор, ибо был грубейшим образом нарушен 94-ый федеральный закон. Главврача Ольги Семеновой на заседании комиссии по здравоохранению не было: по словам блокадников, женщина находится в предынфарктном состоянии.
Как выяснила «Фонтанка», разговоры о возможном закрытии учреждения никем из чиновников Смольного не велись: в телевизионных сюжетах, на которые ссылаются блокадники, есть лишь предположение (причем, со ссылкой на «медиков») о том, что после частичного сокращения финансирования и количества коек может встать вопрос о территории больницы.
В другом сюжете, с участием Фарита Кадырова подробно разъясняется ситуация с учреждением. На вопрос ведущих о том, что делать с очередью в 300 человек на реабилитацию именно в этом центре, Кадыров озадачился проблемой: что важнее — загрузить конкретно эту больницу, или оказать помощь всем нуждающимся блокадникам. И заверил: если ветераны хотят попасть в 46-ую больницу, им придется подождать неделю-две. Но если им нужна немедленная помощь, они могут обратиться в госпиталь для участников войн или гериатрический центр — и тогда очередь будет ликвидирована за 2-3 дня. Кроме этого, чиновник выразил недоумение тем, что при наличии очереди в 300 человек, в больнице функционирует хозрасчетное отделение и обслуживаются непрофильные больные. Однако ни слова о закрытии реабилитационного центра он не произнес, лично отметив, что проблема вокруг учреждения, на его взгляд, надуманная. Он сообщил, что учреждение даже не финансируется из бюджета города, а получает средства от страховых компаний. Причем, по его данным, тарифы по ОМС для реабилитационного центра выше на 20 процентов, чем для других, и у больницы есть 2-х месячный запас.
«Фонтанка» также изучила запись выступления председателя комитета Юрия Щербука перед пациентами и работниками больницы, во время которого он, по словам Валентины Леоненко, каждого поименно вызывал и заставлял отказаться от участия в пикете против закрытия больницы. На записи слышно, как Юрий Щербук действительно беседует с каждым из подписантов-участников заявки на проведение пикета, проясняя волнующие блокадников вопросы. Однако ни давления, ни хамства, ни угроз с его стороны не высказывается. Щербук говорит о том, что сам факт постановки вопросов о ликвидации реабилитационного центра у него вызывает недоумение и его первой реакцией на эту новость была мысль о том, что это — ошибка и недоразумение. «Я пришел к вам, чтобы сказать — те, кто так считает, кем-то введены в заблуждение. Мой отец родился в Санкт-Петербурге в 1912 году и защищал Ленинград во время блокады. Из моральных соображений я не мог принять такого решения. Цинизм ситуации в том, что используя авторитет блокадников, кто-то пытается экономическую ситуацию перевести в политическую. Это абсурд, которым хотят прикрыть ответственность за допущенные нарушения в хозяйственной деятельности».
На комиссии по здравоохранению решили так — комитету порекомендовать соблюдать этику и мораль в отношении персонала больницы и оказывать помощь в организации лечебного процесса; председателю комитета Юрию Щербуку - сформировать плановое задание больнице на 2009-2010 годы в соответствии с потребностью жителей блокадного Ленинграда в стационарной лечебной помощи, а контрольно-счетную палату Петербурга — проверить учреждение.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»