Частные перевозчики раскритиковали городское водное такси, которое даже еще не начало работать. По мнению участников рынка, власти уже начали «зачищать территорию», а результатом будет резкое снижение числа игроков. При этом сами «водные трамвайчики» бизнесмены называют абсолютно бесперспективным видом транспорта.
Формально поводом для встречи членов Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга и руководства петербургского ГУ «Управление водного транспорта» (ГУ УВТ) стало предстоящее внедрение единой диспетчерской службы, которая, по мысли чиновников, должна повысить безопасность передвижения по рекам и каналам города. Однако методы работы главы ГУ УВТ Ольги Каргиной не нашли понимания у бизнеса. В результате встреча превратилась в диалог немого с глухим, и чуть было не переросла в обычную перебранку.
Управление водного транспорта — структурное подразделение комитета по транспортно-транзитной политике — предложило оснастить все суда, осуществляющие пассажирские перевозки в городе, специальными модулями, которые будут передавать информацию о местонахождении судна в единую диспетчерскую службу. В сочетании с видеокамерами, установленными на мостах (их число пока точно не известно), система должна исключить столкновения катеров друг с другом. «Модули мы можем передавать на безвозмездной основе, обязательна при этом лишь оплата трафика и путевой информации», - объяснила Ольга Каргина. Что будет, если судовладельцы не захотят устанавливать модули производителя, предлагаемого чиновниками, осталось за кадром.
Бизнесменам это предложение не понравилось. «Волго-Балт» и так требует (пока устно) оснащать все суда, выходящие в Большую Неву, системами идентификации. А у нас все маршруты выходят в Неву. Значит, мы будем под двойным обременением», - говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев. А генеральный директор экскурсионной компании «Альбатрос» Аркадий Ильин даже обнаружил в предложении ГУ УВТ признаки заговора. «Им нужно видеть, где находится каждое судно. Пришвартовался — включается счётчик. На другом (более дорогом) причале — тоже включается счётчик. А потом пришлют счёт», - предполагает он. По словам бизнесмена, чиновники уже разработали прайс-лист на свои услуги, в том числе и те, что сейчас являются формально бесплатными. «Например, согласование разрешений на водопользование. Тем, кто не согласится с ценами, вероятно, просто не будут продлевать договоры аренды спусков к воде, что означает, по сути, конец бизнеса», - добавляет Ильин.
Ольга Каргина наличие прайс-листов не подтвердила, хотя и не отрицала, что платить перевозчикам теперь придётся больше. Например, за ночную швартовку у стенок рек и каналов, где вмонтированы специальные кольца. «Ничего бесплатного не будет. Давайте согласуем все места стоянок и будем платить за них. Ведь кто-то должен содержать набережные», - предложила глава ГУ УВТ. Но понимания у бизнеса не нашла. «Мы и так платим транспортный налог, а также ежемесячную арендную плату за спуски — это сотни тысяч рублей в месяц», - в один голос возмущались судовладельцы.
Вообще, усиление роли ГУ УВТ в регулировании речных перевозок вызывает у бизнесменов только негативную реакцию. «Им передали все городские набережные, договоры на водопользование теперь тоже невозможно заключить без их участия. Мы кругом от них зависим. При этом никакой реальной помощи пока так и не видели», - считает директор «Нева Трэвел Компани» Андрей Набатов.
«Они просто почувствовали конкуренцию со стороны водного такси и забеспокоились. Ведь у них дешевле, чем за 500 рублей не проедешь, а такси без экскурсий будет гораздо дешевле», - прошептала одна из сотрудниц ГУ УВТ. При этом Ольга Каргина подчеркнула, что водный автобус не будет конкурировать с частными перевозчиками и маршруты у них будут разные. Правда, пока известно лишь местоположение одной станции - напротив Медного всадника, а маршруты и вовсе пока не разработаны. Участники рынка опасаются, что ради нового проекта Смольного частный бизнес просто «утопят». «И это притом, что идея изначально нереальная. Эта лодка - «корытце» на 12 человек при заявленной стоимости в 4,5 млн рублей (это цена Bentley или Rolls-Royce) никогда не окупится. Она просто не может столько стоить. Тем более, что, по моему опыту, сейчас востребованы лишь несколько направлений из центра в Лахту, Стрельну и Петергоф. А ходить они смогут максимум 4-5 месяцев в году. А через три года развалятся (на большее время при постоянной эксплуатации их не хватит), так и не успев дать прибыль», - уверен Аркадий Ильин.
Павел Гинёв,
Фонтанка.ру
Поделиться