Городской парламент разлюбил уполномоченного по правам человека Игоря Михайлова. В один день единороссы, в рядах которых Михайлов числился депутатом в прошлом созыве, решили сначала сократить его аппарат вдвое, а затем выдвинули ему такие претензии, после которых любой человек чести должен или застрелиться, или уйти в отставку. Уполномоченный, как стало известно «Фонтанке», сейчас отдыхает в Израиле и делать ни того, ни другого не собирается.
В Законодательном собрании будет создана комиссия, которая разберется и сделает выводы по участию сотрудников аппарата уполномоченного в выборах в поселке Рахья Всеволожского района Ленинградской области. За создание комиссии проголосовали 43 депутата. Ее возглавит вице-спикер ЗакСа Сергей Анденко, а в состав войдут депутаты из разных фракций.
С предложением решить таким образом «вопрос чести и закона» выступил с трибуны ЗакСа сам спикер городского парламента Вадим Тюльпанов. В секунду это стало событием дня, так как до сих пор история городского парламента такого возмущенно-открытого шага в сторону руководителя городского органа не знала.
Спикера ЗакСа возмутило, что 9 сотрудников УППЧ участвовали в избирательной кампании в областном муниципалитете. Дело в том, что по закону человек со статусом уполномоченного не имеет права заниматься политической деятельностью. И, несмотря на то, что сам Михайлов нигде не выдвигался и лично агитации не проводил, действия его сотрудников самостоятельными городские парламентарии не считают. Тем более, что на прошедших выборах серьезные претензии на кресла муниципальных парламентариев имели кандидаты от «Единой России». Прошел в депутаты всего один сотрудник аппарата УППЧ. Однако парламентариев взбудоражило то, что в листовках, распространяемых кандидатами в муниципальные органы, говорилось, что они обещают использовать опыт, приобретенный в аппарате уполномоченного, на практике и иные подобные заявления.
Например, кандидат Валентин Артеев в своем предвыборном материале сообщает: «Став депутатом, я смогу применить опыт ежедневной работы с обращениями граждан и возможности сотрудника аппарата уполномоченного по правам человека на практике, направив их на решение первоочередных проблем жителей Рахьи...». Другой кандидат Олег Ларионов писал: «...по инициативе уполномоченного по правам человека ряд его помощников, в том числе и я, выдвинули свои кандидатуры в депутаты муниципальных советов... я смогу объединить полномочия муниципального совета и возможности влияния на власть, которыми обладает уполномоченный по правам человека...».
Тюльпанов убежден, что без ведома самого Игоря Михайлова как выдвижение его сотрудников, так и составление таких агитационных материалов было бы невозможным. «Я знал, что 9 человек выдвигаются. Звонил Игорю Михайлову и говорил о недопустимости этого. Он обещал урегулировать вопрос и попросить своих сотрудников сняться с предвыборной гонки, но они этого не сделали», - заявил Тюльпанов.
По мнению наблюдателей, аргументы, приведенные спикером ЗакСа против Михайлова, не слишком убедительны — ведь его сотрудники могли в своих листовках самостоятельно прикрыться какой угодно должностью и чьим угодно именем. Если бы у Тюльпанова было бы в распоряжении другое письмо, подписанное непосредственно Михайловым и направленное на официальном бланке УППЧ в территориальную избирательную комиссию Всеволожского района, его выступление с трибуны ЗакСа было бы более обоснованным. В этом письме, оказавшемся в распоряжении «Фонтанки», говорится, в частности, следующее: «В связи с особо острой ситуацией, возникшей в ходе избирательной кампании во Всеволожском муниципальном районе ЛО, с целью недопущения нарушения избирательных прав граждан, прошу Вас включить в состав наблюдателей Территориальной избирательной комиссии Всеволожского района ЛО, сотрудника аппарата уполномоченного по правам человека Дмитрия Быченкова». Территориальная комиссия, во имя соблюдения законодательства, отказала в этой просьбе. Но факт остается фактом.
Депутат Евгений Марченко дополнил выступление Тюльпанова сообщением о том, что в Ленинградской области муниципалы занимаются в том числе и распределением земельных участков, и поселок Рахья не исключение. По его мнению, получается, что сотрудники УППЧ включились в эту политико-экономическую схватку.
По совпадению или нарочно, но в тот же день депутаты внесли в повестку дня заседания свежий законопроект, по которому решено резко сократить аппарат УППЧ - с 30 до 15 человек. Официальное объяснение — необходимость создания за счет освободившихся средств аппарата уполномоченного по правам ребенка. Скоро во исполнение воли президента России в Петербурге будет принят законопроект о новом ведомстве. Претендент на кресло его главы уже есть — бывший депутат ЗакСа Владимир Еременко. Однако, как выяснилось, с самим Михайловым вопрос сокращения штатов не согласовывался и даже не обсуждался.
В тот же день, как стало известно «Фонтанке», в ЗакСе появился отчет КСП о проверке деятельности органа в 2008 и частично в 2009 годах. Среди немногочисленных выводов аудиторов один все же выделяется: сотрудникам аппарата были выплачены разовые премии в связи с празднованием Дня защитника отечества и международного женского дня в размере 421,3 тысяч бюджетных рублей. Хотя никакими ни федеральными, ни городскими нормативными актами такие дотации не предусмотрены.
Сам УППЧ, который отсутствовал в городе, не понимает, с чего это вдруг на него все так набросились. Готовности немедленно освободить рабочее место он тоже не выразил: «Я занимался выборами?! Нет. Какие неоспоримые аргументы в нарушении законов мне собираются предъявить, я не знаю. Я ничего не сделал такого, чтобы со мной можно было бы так жестко поступать. Претензий по участию сотрудников аппарата в выборах быть не может. Депутаты слишком сведущи в законах, чтобы не понимать: работа в органах власти не ограничивает пассивного и активного избирательного права - избирать и быть избранным. Я же сам в выборах никоим образом не участвовал, агитацией не занимался, находился три недели в отпуске. Это было решение самих сотрудников, молодых людей с амбициями, у некоторых из них родственники проживают во Всеволожском районе. Хотели, видимо, что-то изменить. Они занимались этим в свободное от основной работы время. И, насколько я знаю, в муниципальных выборах участвовали 6 сотрудников моей организации - откуда депутаты взяли цифру 9? Также непонятно, почему тогда мы не обсуждаем помощников депутатов Законодательного собрания, также участвовавших в этих муниципальных выборах? Такие люди были, и я их знаю. Далее - по всем публичным обвинениям в незаконных действиях я собираюсь обращаться с заявлением в правоохранительные органы и возбуждать дело о клевете. Все это выглядит как банальное сведение счетов: видимо, защищая права человека, сотрудники аппарата омбудсмена кому-то сильно помешали. Но мы не могли иначе – у нас работа такая. Зато это показатель того, как депутаты думают о людях, в результате сведения счетов 15 человек просто будут выкинуты на улицу».
Неофициально в кулуарах говорят, что такое резкое неприятие Михайлова вызвано недовольством не только петербургских депутатов, возмутившихся поведением такого ответственного чиновника, но и Смольного, а также областных чиновников, недовольных нашествием на областные земли городских «варягов». Неофициально одним из таких недовольных называют вице-губернатора Ленинградской области – полномочного представителя губернатора ЛО в Законодательном собрании Александра Кузнецова. Так как с Игорем Михайловым он уже сталкивался на выборах. Но в городе. В 2002 году Кузнецов как член «Единой России» баллотировался в депутаты ЗакСа Петербурга по 47 округу. И проиграл самовыдвиженцу Михайлову, заняв третье место.
Комиссия депутатов четырех фракций должна будет уже к следующей среде вынести вердикт. По неофициальной информации, вопрос о предложении Михайлову уйти в отставку может быть поставлен.
Впрочем, если депутаты ЗакСа не убедят Михайлова в том, что ему стоит уволиться, сделать с ним они ничего не смогут. Так как по федеральному закону досрочное прекращение полномочий УППЧ предусмотрено лишь в ряде случаев: совмещение с работой депутата, сенатора, членство в политической партии, занятие политической деятельностью, занятие другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной, иной творческой. А также в случаях вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении уполномоченного или ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
Александра Медведева, Фонтанка.ру