Пятый канал из Петербурга, словно карета из известной сказки, скоро превратится в тыкву. Ведь теперь Санкт-Петербург станет единственным пятимиллионным городом в мире, оказавшимся в столь жалком медиасостоянии. И вновь станет похож на «Золушку».
В августе Пятый канал покинул его руководитель Владимир Троепольский, а на прошлой неделе генеральным продюсером с правами генерального директора назначена Наталья Никонова - человек Первого канала. Сам Пятый уже практически ушел под управление советника президента Михаила Лесина, а его главные акционеры Юрий Ковальчук и Алексей Мордашов устранились от телевизионной политики и экономики. Это значит, что Петербург потеряет канал и тем самым лишится главного средства продвижения города в регионах России. А заодно утратит смысл главная идея, под которую Пятерка в 2007 году вернулась в федеральный эфир и без боя получила частоты, давшие возможность говорить на всю страну не из Москвы. На Чапыгина предстоят серьезные сокращения. Вся информация, полученная АЖУРом, говорит о том, что штормовое предупреждение уже объявлено.
У нас все сны записаны
Приснился в 2005 году многим из тех, кто имеет до сих пор отношение к телевидению, сон. Причем приснился одновременно. Вот краткое содержание сна. Позвал Владимир Путин своего давнего товарища и банкира Юрия Ковальчука и попросил: «Мне в Питере нужен федеральный канал. Я люблю свой город. Канал - это ноша тяжелая, даже для тебя - основного акционера банка «Россия». Поэтому, если станет невмоготу, позвони, допустим, Мордашову с его «Северсталью». Он согласится. Мне так кажется. Давайте, парни, сделайте красивое телевидение. «Патронов» не жалейте. А идеологических задач я вам не ставлю». И началось возрождение питерского телевидения - некогда блистательного, а потом доведенного до удручающего состояния. Руководителем стала Марина Фокина - не столько близкая подруга нынешнего вице-губернатора Санкт-Петербурга Аллы Маниловой, сколько человек, сочетающий все доблести и недостатки бойцовского духа. Фокина поставила раскладушку у себя в новом кабинете и начала разгребать... не скажем что. Алла Манилова всегда шла рядом, помогая вручную. Плечо Фокиной подпирала семижильная Александра Матвеева в качестве главного продюсера. В итоге был собран холдинг, в который вошли РенТВ, газета «Известия» и Пятый канал. Хотя реально, конечно, никакого холдинга не было, так как ни разу продюсеры так и не сели за стол, чтобы поразмышлять над аудиторией и ее же поделить. Топ-менеджеры треста лишь контролировали рекламу. Чтобы не воровали.
«Настоящий герой». Дорого
Из свинского состояния Пятый канал был вытащен. Хотя, конечно, денег новые акционеры не жалели, как и повелел лидер. Так, например, проект «Настоящий герой» снимался весь год, а шел в течение двух часов. Вспыхнули «Алые паруса». Повсюду. Это не могло иметь никакого отношения к рентабельности. Но Фокина и Манилова были удостоены высоких правительственных наград. И ничто не предвещало беды. Но любого героя, который мыслит в черно-белой стилистике и действует лишь по принципу «свой-чужой», рано или поздно «уходят». «Ушли» в 2008 году и Марину Фокину. А на ее месте появился Владимир Троепольский. Триумфальный период Пятерки заканчивался. Новый игрок выдвинул смелую стратегию: мой зритель - это тот, кто хочет смотреть что-то не отвратительное, как на федеральном НТВ, но не такое скучное, как на канале «Культура». Своего рода телебутик. Под началом Троепольского началась работа буржуазная, скрупулезная. Троепольский профессионал, знающий все нюансы эфира. К тому же человек резкий, не трус, бретер, не дурак выпить, из классической интеллигентной семьи - мама учительница из Саратова, отец - офицер русского флота. Несмотря на кризис, он поднял рейтинг канала до 2,5 процента аудитории страны. Но нужны три процента. Только при трех пойдет реклама, дающая возможность извлекать прибыль. А прибыль извлекать тяжело: Пятерка - третья телестудия в России после «Останкино» и «Шаболовки». Обременения колоссальны - огромное здание самого телецентра на Петроградской стороне и Дом радио на Итальянской улице. А про расходы, связанные с зарплатами тысяч людей, и говорить не стоит. Потому что страшно.
Сон № 2. Угу?
И вот во время кризиса приснился тем же персонам второй сон. Вновь пришел Юрий Ковальчук к Путину, но уже по собственной инициативе. И сказал: «Да заберите это великолепие - Пятерку. Это же невыносимо! Это же общегосударственные интересы!» А Путин возьми да откажи. И притом нервно. Тут рядом проходил советник Михаил Лесин. Случайно. Он и предложил: «Мол, ладно, не ссорьтесь - передайте мне канал в управление. Мол, видите ли, Юрий, вы тратить не будете с этого момента, но и получать прибыль в таком случае не будете. Угу?» А куда деваться? «Угу». И Владимир Путин обрадовался: «Вот и славненько, что вы тут быстро договорились! Идите с Богом и притом оба». И Лесин - мужик. Сказал - сделал. Взялся править, а управлять попросил Александра Роднянского, человека решительного и дерзкого, пользующегося на рынке авторитетом и уважением, поднявшего каналы СТС, «Домашний», да, пожалуй, и самого Бондарчука-младшего. Троепольский при таких раскладах ушел. Так как он человек с другого клана - канала «Россия». Причем ушел Троепольский не один. Он сам так прокомментировал свои кадровые планы: «Признаю, что очень хотел бы, чтобы вслед за мной на ВГТРК перешла большая часть ключевых, интересных людей с Пятого канала». Переводится это так: «Александра Матвеева, Лев Лурье с командой уйдут со мной - я с ними уже договорился. Соответственно, проекты «Прогресс», «После смерти», еще не демонстрирующийся 12-серийный фильм с рабочим названием «Лиговка» уйдут туда же». Тут надо вскользь остановиться на кланах. Их три: «ОРТ - Эрнст», «Россия - Добродеев», «ГазПромМедиа - НТВ, ТНТ». А рядом если не клан, то «семья» - «СТС - Роднянский». Это капитализм друзей. На этом монополизированном рынке идет реальная борьба, но по стратегическому счету. Например, кто будет освещать Олимпиаду? А по тактическим вопросам они быстро находят общий язык. Например, если кто-то Евгению Киселеву или Сергею Доренко сказал, что их не будет в эфире, то их не будет в эфире нигде. Все как в работе Ульянова-Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма».
Лебединая песня на Пятом
А в это время на Пятерке кончились деньги. Сегодня идут сплошные теле- и киноповторы. Бьется одна Ника Стрижак, способная с упоением говорить о водосточных трубах. А вот если взглянуть на программы Первого канала, то большинство сделаны неким ООО «Останкино» по заказу того же канала. Это выгодно. Все НТВ, например, занимает площадей намного меньше, чем Пятерка, а делает продукт за пределами офиса. То есть, каналы плавно превратились в кинозалы. К тому же все продюсеры создают дочерние предприятия, причем из своих. В смысле - друзей и родственников. Вот и Роднянский не откроет америки. Он все будет делать сам. У своих. Таким образом, от производства отсекаются многие, даже такие, как Кирилл Набутов с «Адамовым яблоком», программы «Пять песен на Пятом», «Личные вещи с Максимовым». Также Роднянскому не нужно на Пятом столько новостей. Причем не самых лучших, потому как абсурдно-вынужденная концепция показа новостей Тулы в Петербурге, а новостей Питера в Екатеринбурге не заработала. Мягко говоря. У Роднянского концепт иной. Его будущая аудитория - это молодежь «25+». Те, кто прекратил смотреть телевизор и ушел в Интернет. Те, кто интересуется не пижонским потреблением. Те, кто перед поездкой в Турцию, готов поинтересоваться личностью Ататюрка.
По факту к концу года «Пятый канал из Петербурга» существовать перестанет. Перестанет существовать и обещание Валентины Матвиенко горожанам: «Я дам вам федеральный из Петербурга!» Теперь это напоминает восклицание Чемберлена, прилетевшего в Лондон из Мюнхена в 1938 году: «Я привез вам мир!» Исчезнет и последний смольнинский телеоплот - программа «Петербургский час» (правительству города останется лишь тотальный контроль над единственной газетой «Петербургский дневник»). Но это все политика. Верхов. А для горожан перемены означают, что продвижение Питера как важного для России символа остановится. И причем резко. Вплоть до «удара головой в лобовое стекло». Начнется объективное понижение статуса северной столицы. А статус всегда влияет на благосостояние. Что же касается работников Пятерки, а их около двух тысяч, то 90 процентов окажутся на улице, и очень скоро, так как большинство сидят на контрактах, заканчивающихся 1 ноября 2009 года. Сотрудников никто до сих пор не предупредил. Хотя всем понятно, что свободных мест на телевизионном рынке для них в Питере нет. Кроме сотен журналистов на Пятерке работают сотни редких специалистов (например, монтажа). Народу больше, чем на Кировском заводе. Ситуация, в чем-то схожая с Пикалево, - недалеко до акций протеста. Но никакого профсоюза у журналистов нет как нет и никакого начальства, готового отстаивать их права. Тем более что Смольный узнал о новости из интернет-газеты «Фонтанка.Ру». Что настораживает. Выходит, со «штабом революции» уже считаются? И если не считаются, то кто? Итого: кина не будет. Кинщик уехал, не предупредив ни смежников, ни зрителей. Безмолвствовать будет не народ, а Пальмира.
Егор Иванов
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 19 октября