Музыкальные театры города, расправившись с премьерами начала сезона, плавно перешли в рабочий режим. «Рабочий» – это для людей искусства, разумеется. Ведь до сих пор нет-нет, да и случается, что их трудовые будни становятся праздниками для нас.
Две «Русалки» на один город
Для желающих сравнить спектакль Мариинки с недавней премьерой этой же оперы в Михайловском театре, Мариинка (в Концертном зале) в субботу утром показывает свою «полупоставленную» версию «Русалки» Дворжака. Дирижер – Михаил Татарников, а в главных партиях – Фариза Кацоева, Карлос Д'Онофрио, Андрей Серов и другие солисты Академии молодых певцов. Для тех же, кто ещё не смог посмотреть «Русалку» в Михайловском, эта возможность представится 13 ноября.
А 7 ноября вечером на основной сцене в Мариинке дадут оперы Стравинского «Царь Эдип» и «Соловей», которые идут довольно редко. Дирижирует Михаил Агрест.
10 ноября в Мариинке — «Семен Котко» Сергея Прокофьева в постановке Юрия Александрова и оформлении Семёна Пастуха. «Котко» собрал, наверное, рекордное количество «Золотых масок»: за лучшую сценографию, за лучшую режиссуру и за лучший оперный спектакль. Конечно, в этом успехе немалую долю сыграла и музыка Прокофьева, способного сделать «конфетку» и из романа Толстого, и из повести Катаева «Я сын трудового народа». Дирижёр – Павел Смелков.
Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября даёт очень удачно поставленную Юрием Александровым и Вячеславом Окуневым «Тоску» Пуччини, а для любителей «модерновых» постановок в том же театре на следующий день — «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.
12 ноября в Михайловском театре — недавно возобновлённая «Царская невеста» Римского-Корсакова в постановке Станислава Гаудасинского. Конечно, спектакль несколько отдаёт «Вампукой, принцессой Африканскою» – но декорации Вячеслава Окунева просто сказочно хороши. Гаудасинский щедро «украсил» увертюру и прочие «ненасыщенные действием» музыкальные фрагменты «оживляжем» в виде мимических сцен и балета, причём мизансцена перед вторым актом («Смотрины невест в покоях Иоанна Грозного») необыкновенно смахивает на сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в которой управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский, оказавшись в XVI веке, трапезничают, переодевшись в царские шмотки. Конечно, такие комические реминисценции мало гармонируют с русской драмой – впрочем, вся постановка (при довольно-таки сносной «разводке») грешит неточностями и режиссёрскими поделками в стиле матрёшек, деревянных ложек и бескозырок.
Но на июньском спектакле было несколько приятных сюрпризов: весьма прилично играл оркестр под управлением Владислава Карклина – дирижёра, в Питере практически неизвестного. Спектакль он провёл прекрасно, с хорошим драйвом, с вниманием к солистам и очень опрятным звучанием оркестра, а Дмитрий Головнин достойно дебютировал в роли Лыкова. Что до народного артиста России Николая Копылова, так он просто «зажёг» в роли Грязного: звонкий наверху и необыкновенно плотный голос, легко «пробивающий» оркестр, прекрасная дикция – в общем, в активе у певца всё то, чего так не хватает нынешним выпускникам консерваторий.
12 ноября в роли Марфы выступит Светлана Мончак, Грязного споёт Николай Копылов, Любашу — Екатерина Егорова, а в партии Лыкова — Дмитрий Головнин. Дирижирует Владислав Карклин.
И вновь — Гоголь
12 ноября в Концертном зале Мариинки — две одноактные oперы по Гоголю: музыкальная комедия Модеста Мусоргского «Женитьба» и «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова.
«Женитьба», созданная молодым Мусоргским, стала совершенно новаторской оперой; в ней композитор использовал почти неизмененный текст пьесы Гоголя, поставив перед собой задачу воспроизведения в музыке «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». Композитор точно переводит на музыкальный язык речевые интонации, доводя все их характерные черты до масштаба художественного явления. Именно «Женитьба» открыла «гоголевскую» линию в истории музыкального театра.
«Женитьба» не была закончена: Мусоргский написал только первый акт из планировавшихся трех, и даже не успел его оркестровать. Первые концертные исполнения оперы под рояль состоялись лишь спустя сорок лет после ее написания, когда самого автора уже давно не было в живых.
А «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадия Банщикова была написана в 1971 году по заказу Кировского театра. Банщиков использовал в опере первую часть повести, остановившись на том месте, где Иван Иванович с позором изгоняется со двора бывшего друга. Текст Гоголя использован в неизмененном виде и сохраняет сочность и образность языка, удивительную лепку характеров и абсурдность ситуаций.
Несмотря на камерность оперы, по уровню симфонического развития материала опера сопоставима с масштабными музыкальными драмами Рихарда Штрауса — которому, кстати, Банщиков и посвятил свое сочинение. Главной темой оперы стала украинская песня «Дывлюсь я на нэбо» – её мелодия подвергается разнообразнейшим трансформациям, свидетельствующим не только о техническом мастерстве композитора, но и о его несомненном чувстве юмора.
«По вечерам — балет»
«Сотни миль полей и по вечерам балет» – именно так охарактеризовал Россию Алан Хакни. Нам с вами, слава богу, не надо преодолевать бескрайние поля для того, чтобы вечером оказаться в храме Терпсихоры. А для любителей балета неделя предстоит горячая: во-первых, 8 ноября вечером в Мариинке дают премьеру: «Диана Вишнёва: Красота в движении». Это три небольших балета – «Лунный Пьеро» Шёнберга в постановке Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» – хореография и режиссура Мозеса Пендлтона, и «Повороты любви» в постановке Дуайта Родена.
А 6 ноября на основной сцене Мариинки — одноактные балеты «Шотландская симфония», «В ночи» и «Тема с вариациями» на музыку Мендельсона, Чайковского и Шопена. Хореография Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса. В главных партиях Алина Сомова и Александр Сергеев («Шотландская симфония»), Мария Ширинкина, Филипп Стёпин, Майя Думченко, Константин Зверев, Ульяна Лопаткина и Данила Корсунцев («В ночи»), а также Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров («Тема с вариациями»).
«Корсар» в редакции Фаруха Рузиматова и в декорациях Валерия Левенталя (премьера прошла 13 марта нынешнего года) покажет 7 ноября Михайловский театр. Танцуют Артем Пыхачов, Екатерина Борченко, Антон Плоом и Юлия Тикка.
Пятница, 13-е — во многих странах в такой день предпочитают не рисковать и не затевать ничего нового. Но не в Мариинке: здесь, впервые в Концертном зале театра, выступят солисты балета с программой, включающей дуэты и танцы из классических балетов («Корсар», «Лебединое озеро», «Раймонда»), хореографические миниатюры ХХ века (Виктор Гзовский, Джордж Баланчин) и балетмейстерские работы молодых петербургских хореографов Алексея Мирошниченко и Юрия Смекалова. Гала-концертом артистов балета дирижирует Михаил Агрест. В концерте примут участие Алина Сомова, Виктория Терешкина, Ирина Голуб, Софья Гумерова, Михаил Лобухин и Владимир Шкляров.
Кирилл Веселаго
Фонтанка.ру