Сейчас

+21˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+21˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 22

1 м/с, ю-з

770мм

80%

Подробнее

Пробки

5/10

«Короткое замыкание»: Любовное построение

657
ПоделитьсяПоделиться

Немудрено, что «Короткое замыкание», пять короткометражек заметных российских режиссеров нового поколения, - оказалось так интересно критикам: альманахи всегда создавались в расчете на тех, кто фиксирует текущий кинопроцесс, пытаясь сделать какие-то выводы. Они как общий войсковой смотр, как коллективный снимок на память, как статистическое исследование. Как научный эксперимент, в конце концов.

Немудрено, что «Короткое замыкание» - пять короткометражек заметных российских режиссеров нового поколения, - оказалось так интересно критикам: альманахи всегда создавались в расчете на тех, кто фиксирует текущий кинопроцесс, пытаясь сделать какие-то выводы. Они как общий войсковой смотр, как коллективный снимок на память, как статистическое исследование. Как научный эксперимент, в конце концов.

Мы наблюдаем пять режиссерских «я», помещенных в единые лабораторные условия, объединенных общим продюсерским замыслом. Кстати, странно, что имя продюсера фильма Сабины Еремеевой в заметках о «Коротком замыкании» фигурирует совсем не так часто, как того заслуживает, – вряд ли без нее столь разные постановщики смогли бы собраться вместе. А по ее словам, главной целью фильма было именно создание коллективного портрета нового режиссерского поколения нашего кино, поэтому тема для высказывания была выбрана сколь романтическая, столь и общая – любовь.

ПоделитьсяПоделиться



Вот тут-то и начинаются проблемы. Для тех, кого уже успели назвать нашей «новой волной», любовь оказалась материей чересчур абстрактной, расплывчатой, неуловимой. Лучше всего сказать – невнятной, потому что невнятица тут во всем. Герои всех пяти новелл с трудом подбирают слова, чтобы сказать о своей любви: один от безъязыкости пишет инвективы на заборе, другой упреждает любовную коллизию словами о том, что «прошло время понимания», третий рисует портрет любимой мелом на асфальте, четвертый низводит чувство до клоунады, пятый и вовсе клинически нем. Страдание немоты, очевидно, представляется пяти режиссерам куда более интересной и животрепещущей темой для высказывания, нежели романтические отношения. Авторы фиксируют: потеряна возможность простого человеческого контакта одного homo sapiens с другим. Впрочем, ощущение неполноценности «бесконтактного» бытия распространяется не только на любовь, но, кажется еще и на режиссуру.

ПоделитьсяПоделиться



Среди пяти короткометражек единственной полноценной можно признать разве что первую, снятую Борисом Хлебниковым. На локальной натуре крохотного двора он разыгрывает очень точную историю. Герой, вооруженный диктофоном, послан редакцией собрать мнения о строительстве теплотрассы, но умудряется разведать куда более важную тайну, зашифрованную в настенном сообщении «Оля сиська». В пятнадцати хлебниковских минутах есть и ирония, и непафосный документальный шик – буквально на секундочку в кадре появляется лучший образчик современного обывателя с пакетами из супермаркета (в фундаментальном исполнении Евгения Сытого).

 

Остальные новеллы на этом фоне несколько теряются. Часть Ивана Вырыпаева выглядит очередным бонус-треком к его же «Кислороду». Историю из сумасшедшего дома, снятую Алексеем Германом-младшим, стоит признать фактурной, но этим ее достоинства исчерпываются. Петра Буслова откровенно не узнать – долго безмолвствовавший после второго «Бумера» режиссер снял нечто откровенно ученическое, ожесточенно рифмуя любовь и кровь. Кирилл Серебренников, кажется, предпочел отшутиться, хотя некоторые и предпочитают считать его «Поцелуй креветки» саморазоблачительным высказыванием.

ПоделитьсяПоделиться



Возникает вопрос, почему при всех недостатках и даже откровенных провалах «Короткое замыкание» все-таки стоит считать одним из важнейших отечественных фильмов года. Почему его яростно обсуждают в Госдуме и вывозят в качестве визитной карточки на международные фестивали? Ответ, в сущности, прост: коллективное «Короткое замыкание» обнаруживает проблемы современного отечественного кино и даже шире – современного миропорядка (в частности: недостаточность языка, невозможность общения, неэффективность существующих общественных связей) куда ярче и объемней, чем любой отдельный авторский фильм. А первый шаг к решению любой проблемы в том, чтобы ее сформулировать. Что ж, теперь, получается, дело за малым.

ПоделитьсяПоделиться



Василий Степанов
Фонтанка.ру
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close