Неделя почти целиком посвящена современному отечественному искусству. Знаковые фигуры второй половины ХХ века, концептуальные художники и экспрессионисты, современные фотографы со всей России – и только одна историческая выставка.
Бравый солдат Владлен
24 ноября в галерее «Борей» чествуют поэта и художника Владлена Гаврильчика, которому на этой неделе исполняется 80 лет. Его называют патриархом ленинградского нонконформизма, но он далек от соц-артовской жесткой издевки и митьковской нетрезвой жалостливости. Когда-то служил на флоте, потом был шкипером баржи, телеграфистом в газете, кочегаром, а дольше всего работал в совсем уж экзотическом месте – машинистом станции подмеса.
Истоки Гаврильчика-художника – в армии, в казарме, но его мироощущение насквозь иронично, и повсюду витает дух Швейка: то ли правда дурачок, то ли прикидывается. Вроде самоучка, но отлично имитирует «суровый стиль» 1960-х годов; искусство на вид примитивное и наивное, чуть ли не малевание вывесок, но если приглядеться, ясно, что это не вся суть, а только стилистика, художественный прием. Сам Гаврильчик предпочитает прятаться за псевдотермином «маразм-арт», да и выставку назвал неброско: «Делаю вам красиво». Впрочем, его картины действительно очаровывают радостным колоритом, оптимизмом и грубоватым юмором: море и солнце собраны из кругов и квадратов, волны – из колючих треугольников, стрижи, точно мухи, вьются в голубом небе, по лесу бродят поросята, усатые мужички в тельняшках – атаманы с веселыми кличками Рыло и Маруся.
Перед посещением выставки категорически рекомендуется почитать гениальные абсурдистские стихи Гаврильчика.
Строитель изящного
26 ноября Музей истории Петербурга открывает выставку, посвященную одному из ведущих ленинградских архитекторов Евгению Левинсону (1894-1968). Человек европейской образованности и тонкого вкуса, щеголь и эстет, он всегда помнил о неоклассическом прошлом города и даже конструктивистские коробки увязывал с окружающей застройкой так, что казалось, будто они всегда здесь стояли. Самая известная работа Левинсона – Дом Ленсовета на Карповке (1931-1934) – спроектирован как нарядная вилла для сливок советского общества и напичкан всеми возможными бытовыми удобствами – от детского сада и прачечной до солярия на крыше, а заодно оборудован и системой прослушки ради нужд НКВД. Двадцать графических листов, которые показывает музей, полны удивительных открытий: оказывается, ДК им. Ленсовета (1930-1938) изначально планировался как грандиозный культурный центр с двумя театрами, бассейном и 50-метровой башней-обсерваторией – башню не достроили, а бассейн отменили.
А вестибюль станции метро «Автово» (1952), который сейчас трудно увидеть свежим, незамыленным взглядом, призван имитировать одновременно храм и мавзолей.
Даже массовое жилищное строительство у Левинсона не похоже на композицию из кирпичей, а складывается в цельный ансамбль, украшающий улицу. И кухни там большие, и потолки три метра.
Отсчет фотографов
В Мраморном дворце 26 ноября открывается большой смотр современной российской фотографии, названный «Первой фотобиеннале Русского музея». Проект чрезвычайно амбициозный: покажут около пятисот работ от четырехсот фотографов из восьмидесяти двух российских городов, собранных в одиннадцать разделов, где помимо предсказуемых направлений репортажной, спортивной, рекламной, бытовой фотографии планируется выделить снимки религиозной тематики и ню. Жюри, в которое кроме своих, музейных, знатоков вошел еще замминистра культуры России Павел Хорошилов, должно определить в этом многообразии всего трех победителей, да еще обещают приз зрительских симпатий и призы от спонсоров проекта. Несколько смущает тот факт, что все кандидаты – и профессионалы, и любители – присылали свои работы на интернет-сайт музея: интересно, какого качества будут выставленные снимки. И жаль, что музей не обещает рассказать общественности, что из выставленного отберет фондово-закупочная комиссия в коллекцию.
Окрыленные завистью
26 ноября в AL Gallery можно наблюдать совместный проект художника Дмитрия Шорина и фотографа Дмитрия Провоторова «Птичий базар». Вокруг видео, на котором птицы обедают за покрытым белой скатертью и окруженным венскими стульями столом, собраны картины Шорина с птицами-женщинами и фотографии Провоторова с женщинами-птицами (серия «Аляска»).
Это не первый опыт сотрудничества молодых арт-деятелей, но в новом проекте сведены основные интересы каждого из них: «большая жратва» Шорина, физиологические очерки с насмешливой интонацией, и бабочки-птички Провоторова, то настоящие, но будто пришпиленные булавками или превращенные в чучела, то воображаемые – в жестах и движениях людей. Авторы объясняют свой интерес к птицам тем, что люди всегда завидовали им и мечтали о полете, тосковали по абсолютной свободе – от границ, прописки, работы, социальных рамок. И избавляются от этой зависти-тоски с помощью иронии: женщина – птица гордая, не пнешь – не полетит.
Голая история
Выставочный зал Музея городской скульптуры решился на неортодоксальную выставку под названием «Обнажение спорно», которая откроется 27 ноября и покажет фотографию и скульптуру эротического содержания за сто лет, с 1909-го по 2009-й. Вещи из фондов музея дополнят работы актуальных художников, петербургских авторов разбавят неместными. Трудно представить, как изящно изогнутые или подбоченившиеся обнаженные дамы известного советского фотохудожника Николая Свищева-Паолы будут выглядеть рядом с садомазохистскими образами молодого Александра Лаврентьева, у которого черные тени ремнями стягивают белые тела моделей.
Шаман в космолете
28 ноября галерея Anna Nova представляет продолжение грандиозного цикла легендарного петербургского экспрессиониста Боба Кошелохова «Two Highways» («Два большака»).
Путь земной и путь небесный, движение миллионов жизней во времени и пространстве, архаичные ритуалы и неведомые праздники будущего – Кошелохов разгоняется от эскизов до воплощения замысла. А идея немелкая – написать самую большую в мире картину, 5000 квадратных метров. От масла художник бросается к пастели, фреске, мозаике, металлу, стеклу, изображение будто собирается в фигуративные образы, но на деле остается абстрактным. Это шаманство по-прежнему отсылает к главному событию в жизни Кошелохова – решению, принятому 2 ноября 1975 года, взять холст и начать писать картину, имея в культурном багаже разве что шишкинских медведей. Писать, «как головой биться об угол, чтобы кровища текла» – в таком исступленном экспрессионизме, наверное, можно разогнаться и до космической скорости. Только бы не выйти из транса.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру