Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -6

1 м/с, вос

750мм

90%

Подробнее

Пробки

3/10

Мансарды раскололи город на жителей и архитекторов

609
ПоделитьсяПоделиться

Компромисс между сторонниками и противниками появления новых мансард в центре Петербурга безуспешно пытались найти в Союзе архитекторов на заседании секции «Реставрация и приспособление памятников архитектуры». Насколько бурно обсуждался этот больной вопрос для противников высотного строительства в центре Петербурга, наблюдал корреспондент «Фонтанки».

Изначально тема обсуждения была заявлена гораздо шире, чем проблемы мансардостроительства. Ведущий секции «Реконструкция и приспособление памятников городской архитектуры» Рафаэль Даянов намеревался поговорить о верхнем слое городской архитектуры вообще – о чердаках, мансардах, крышах, типах кровли, словом обо всем, что расположено выше карниза. Но после второго доклада все перекючились исключительно на проблемы мансард.

Выступавший первым Вячеслав Полетайкин, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Т.А.Славиной», тему чердаков и надстроенных этажей не затрагивал, и вообще старался удержаться в рамках чистой теории. Старательно не глядя в зал, чтобы не нарваться на ехидные улыбки коллег по цеху, он сообщил, что для нашего города, начиная с Серебряного века, характерно стремление развивать именно верхний слой архитектуры и подкрепил свою речь примерами.

«Петербург всегда проявлял интенцию к складыванию, - неслось со сцены. – В наше время образцами такой архитектуры могут служить проект левого крыла Главного штаба, а еще таким же будет комплекс Крюковских казарм». Сидящие в зале сообразили, что речь идет всего-навсего о нескольких зданиях, объединенных стеклянным атриумом (в обоих случаях предполагается создать перекрытые стеклянной крышей внутренние дворы), и с облегчением перевели дух. После чего всем собравшимся объяснили, что на Западе эта тенденция выражена давно и продемонстрировали фотографии озелененных крыш Рима, Палермо и Мадрида. Затем настал черед северных городов. «Видите, как они смотрятся из космоса, - вдохновенно произнес Полетайкин, демонстрируя крыши Лондона и Гамбурга. – А вот так из космоса выглядит наша Сенная. Так что, сами понимаете, никуда Петербургу от освоения верхнего слоя не уйти!». Под нестройные и довольно жидкие аплодисменты оратор занял свое место.

Место выступающего занял архитектор Никита Явейн. «Предыдущий оратор привел к оптимистическому выводу, а я сужу как практик, - сразу взял он быка за рога. – И у меня выводы, скорее, пессимистические». Однако поскольку тема его выступления называлась «Типология мансард», от оценок он постарался воздержаться, пояснял, какие бывают мансарды, в основном, на зарубежных примерах, а в тех случаях, когда без отечественного материала было не обойтись, неизменно добавлял «это еще не самый уродливый вариант». Продемонстрировал два (один воплощенный, другой – забытый инвестором) своих проекта мансард на площади Искусств архитектор Марк Рейнберг.

Председатель КГИОП Вера Дементьева напомнила, что еще весной на заседании совета по культурному наследию было решено издать пособие для архитекторов и инвесторов, чтобы «шершавым языком плаката» объяснить им, на каких домах мансарды строить можно, а где – категорически нельзя. А заодно – на том же плакатном уровне – растолковать простые понятия «гармоничное сочетание» и «градостроительная ошибка». «Мы скоро получим тираж этого пособия, - пояснила глава ГИОП. – И будем раздавать его всем. Уж коль мансарды у нас строятся, то пусть они хотя бы не уничтожают облик города».

Слово взял директор ООО «Мансарды Петербурга» Андрей Мыльников. Он пояснил, каким должен быть алгоритм согласования проекта мансарды или любой другой реконструкции чердачного пространства. Слушали его внимательно и затаив дыхание. Но слова «обязательно нужно получить согласие хотя бы двух третей собственников» сработали как детонатор: в зале сидели собственники здания на Миллионной, 12, Миллионной, 23, Невского, 3 и других «горячих точек», где планы инвесторов возвести надстройку вызывают бурные протесты жителей домов.

Серию выступлений, начинавшихся со слов «Я простой житель города» или «Я не профессионал, поскольку не архитектор, а врач» и сводившихся к категорическому «не знаем, кому нужны мансарды, но точно не нам», перемежали выступления архитекторов на тему «город должен развиваться, а жильцы мешают». Дискуссию попытался вернуть в русло главный редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин.

«Мансарды – едва ли не самая острая проблема в городе. Градус сегодняшней дискуссии это доказывает. Попробуйте задуматься о причинах, - обратился он к архитекторам. – На рынке нет отчетливых и ясных правил игры – инвестор получает прибыль, собственники дома – убытки и массу неудобств, возникающих во время строительства. Пока люди не понимают, какие выгоды принесет им мансарда, они будут настроены против любых подобных проектов. И у вас, архитекторов, никогда не будет заказов».

Голосу разума не вняли. Из архитектурного лагеря заметили, что юридические и экономические аспекты не относятся к теме обсуждения и слово взял доцент ГАСУ Владимир Линов. На протяжении двадцати минут он разъяснял собравшимся, что мансарды – наше неизбежное будущее, и надо не воевать с ними, а подумать, как минимизировать зло, которое они причиняют своим внешним видом. Зал, услышав очередную вариацию на тему «город должен развиваться», привычно задремал, и закончилось обсуждение вполне мирно.

Однако за дверями зала страсти вспыхнули с новой силой. Выходившие быстро группировались по интересам. «Просто жители» и постоянные завсегдатаи политических и градозащитных мероприятий караулили Рафаэля Даянова, чтобы изложить ему свою точку зрения на то, как должна была проходить дискуссия. Собственники зданий, на которых собираются построить мансарды, и архитекторы обступили с юридическими вопросами Андрея Мыльникова. Первых интересовало как избавиться «от этой напасти над нашими головами», вторых – как обойти протесты владельцев помещений.

Веру Дементьеву плотным кольцом окружили журналисты, подступившие к ней с провокационными вопросами, на которые председатель КГИОП отвечала на удивление охотно. «Я не понимаю, почему у нас ситуация с мансардами перевернута с ног на голову, - признавалась она. – Во всем мире они считаются дешевым жильем, а какие у нас цены? Как за «элитку»!»

По мнению Дементьевой, в Петербурге вполне можно строить, только далеко не на всех домах, но инвесторы таких тонкостей не понимают и требуют, чтоб «было как у соседа». «Возьмем пример – Исаакиевская площадь, 3. Красивый классицистский дом, а ко мне приходят и просят, чтоб я согласовала такую же мансарду, как на гостинице «Астория». И не понимают, почему я оказываюсь – на «Астории» ведь надстройка нормально смотрится! - делилась она впечатлениями от бесед с инвесторами. – А то, что «Асторию» так и проектировали, то, что это – совсем другой архитектурный стиль, в голову не приходит».

Ответила председатель КГИОП и на вопрос «А не исключено ли, что в будущем многие мансарды придется признать градостроительными ошибками?», заданный одним из журналистов. «Ну, обнаружить-то удастся абсолютно точно, и даже не в будущем, - без колебаний заявила она, но добавила, - только, думаю, что демонтировать их не получится».

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close