Четвертая попытка провести референдум по строительству «Охта центра» снова может оказаться провальной. Но, возможно, сорвется всё только на финальном этапе процедуры. Горизбирком и депутаты, которым предстоит принять соответствующие решения, сходятся в одном — дело это политическое и, возможно, неоправданно дорогостоящее. Впрочем, многое зависит и от самой инициативной группы: безупречность оформления документации — залог успешности предприятия.
В среду, 24-го ноября, инициативная группа подала ходатайство в ГИК на проведение референдума по строительству высотной доминанты на Охте. Под запросом подписались 32 человека. В самом документе предложено задать петербуржцам два вопроса: 1. Согласны ли вы с тем, что в целях сохранения облика Петербурга высота зданий и сооружений на территориях, расположенных к северу от проезда, соединяющего мост Петра Великого и Комаровский мост, и ограниченных рекой Нева и рекой Охта, не может быть выше 100 метров? 2. Согласны ли вы с тем, что в целях сохранения археологических памятников на территориях, расположенных к северу от проезда, соединяющего мост Петра Великого и Комаровский мост, и ограниченных рекой Нева и рекой Охта, должен быть организован историко-культурный заповедник?
Подать одно ходатайство для запуска такой сложной процедуры, как референдум городского масштаба, не достаточно. У инициативной группы впереди — долгий и тернистый путь к принятию окончательного решения. Как сообщил зампред ГИК Дмитрий Краснянский, сначала ходатайство проверит Горизбирком и в течение 15 дней примет решение о направлении или не направлении его в ЗакС. Заседание, на котором должно быть принято соответствующее решение, состоится 1 декабря.
В случае положительного решения горзибиркома, городской парламент после этого в течение пяти дней должен уведомить президента России, Госдуму, Совет Федерации и федеральное правительство о такой инициативе. А затем, за 20 дней, зарегистрировать или отказать в регистрации инициативной группе. В случае благоприятного исхода и признания всех подготовленных инициативной группой документов соответствующими законодательству, за 30 дней нужно будет собрать подписи в поддержку проведения референдума — около 70 тысяч, 2 процента от петербургских избирателей. Подписи будет проверять ГИК, у которой есть 10 дней на решение - достоверны ли они.
Если подписи окажутся «чистыми», депутаты ЗакСа смогут назначить день проведения референдума. Опубликовать решение они должны за 65 дней до голосования. Вот только в какой срок должно быть принято парламентариями такое постановление - законодательством не определено. И в этом весь фокус процедуры. Захочет парламент, чтобы референдум прошел — депутаты соберутся на ближайшем заседании и примут положительное решение. И тогда, если все пройдет быстро, референдум можно будет провести уже в апреле-мае будущего года. А там уж и расставятся все точки над «i»: придет 50 процентов избирателей на голосование — состоится референдум, будет явлена воля народа по поводу высотности строительства на Охте. Но только в том, что в волеизъявлении примут участие 50 процентов избирателей Петербурга, все эксперты, опрошенные «Фонтанкой», сомневаются.
«Референдум, наверное, единственный способ выяснить, кто на самом деле против, а кто за строительство башни. Но вряд ли половина избирателей придет на него. Да и самим инициаторам, скорее всего, на самом деле безразлично, какой высоты будет башня. Эта история давно стала палкой в руках противников Смольного. Лично я, если сначала был против «Охта центра», то теперь больше за. Пройдут ли инициаторы все необходимые инстанции? На мой взгляд, вполне могут... По крайней мере, в Горизбиркоме этот вопрос не задержится», - заявил зампред петербургской ГИК Дмитрий Краснянский.
В депутатском корпусе мнения о возможности прохождения инициативы разделились. Эсер Олег Нилов официально высказался за его проведение и заверил, что фракция «Справедливая Россия» будет голосовать положительно по этому вопросу. Коммунисты со своей позицией пока не определились.
Депутат от ЛДПР Елена Бабич считает, что референдум, если его и проводить, должен оправдывать финансовые вливания целесообразностью. То есть, для начала, жители города должны узнать всю правду о проекте, прояснив для себя все вопросы, касающиеся возведения башни: «Поначалу я была противником проекта. Но потом посмотрела слайды, панорамные виды, изучила заключения специалистов по поводу почвы и технологий. Так вот, на мой взгляд, ничего башня не испортит и будет очень красивой. И потом, у нас весь Петербург Петром Первым строился вопреки. И «Охта центр» - проект в духе петровских амбиций. Я не являюсь категорическим сторонником, и мне было бы интересно узнать мнение граждан. Но по поводу реальной картины. Пока же обсуждение ведется на уровне эмоций «нравится и все» или «не нравится и все», много подтасовок и неправды», - считает Бабич.
Единоросс Виталий Милонов убежден — часть этапов процедура референдума пройти может. Но он серьезно сомневается, что инициативная группа сможет за месяц собрать 70 тысяч подписей в поддержку его проведения. А если это и произойдет, то в ходе референдума вряд ли будет преодолен 50-процентный барьер. К тому же, по мнению Милонова, противники «Охта центра» выступают не против высоты здания, а решают политические вопросы.
Тем временем, в кулуарах ЗакСа озвучивают неофициальную позицию руководителя петербургского парламента. Ее цитируют коротко и емко: референдума не будет.
Справка:
Первая попытка проведения референдума была предпринята в декабре 2006 года. Но зарегистрировать инициативную группу не удалось – у троих из 29 инициаторов нашли неточности в указании данных. «Яблоку» отказали. Тогда инициаторы решили данные исправить и снова принести документы в Горизбирком. Но и вторая попытка не удалась. На 40 минут раньше в комиссию пришла другая инициативная группа с таким же запросом на проведение референдума – неких молодых людей, возглавляемых Павлом Штреком, который имеет непосредственное отношение к «Молодой гвардии» «Единой России». В январе 2007 года Горизбирком направил ходатайства обеих инициативных групп в Законодательное собрание Петербурга. Но комитет по законодательству ЗакСа вернул документы обратно. Третья попытка была предпринята в апреле 2007 года, но после прохождения процедуры в ГИК, в ЗакСе документы затерялись. Нынешний запрос подала инициативная группа во главе с лидером «Яблока» Максимом Резником.
Александра Медведева, "Фонтанка.ру"