Названы имена претендентов на первую петербургскую молодежную театральную премию «Прорыв» в четырех номинациях: «Лучший молодой актер», «Лучшая молодая актриса», «Лучший молодой художник» и «Лучший молодой менеджер». «Лучшего молодого режиссера» 12 авторитетных экспертов в Петербурге не обнаружили.
Начиная с середины 90-х официальный театральный Петербург походил на помещика Фамусов из «Горя от ума». Солидный возраст, неприличное самодовольство, глухота и высокомерно-наставническая позиция по отношению к молодежи: мол, поди-тка послужи с десяток годков подмастерьем, а там посмотрим. На театральном языке это означало: для актеров – роли из серии «кушать подано», для режиссеров – работа помрежем с набором администраторских функций. Ну и молодежь реагировала соответственно: карету мне, карету – и вон из Петербурга!
Сейчас – года два как – положение начинающих актеров и режиссеров в городе понемногу улучшается: соотношение в последних премьерных спектаклях новичков и мастеров – примерно половина на половину. По нескольку премьер в год выпускает театр «Пушкинская школа», состоящий исключительно из молодежи, выпускники Театральной академии, принятые в труппу БДТ, все на виду, «Такой театр» Александра Баргмана то и дело открывает новые имена, как и театр «Приют комедианта». И список этих обнадеживающих фактов можно продолжить. С неожиданно отрадными результатами, например, прошла молодежная режиссерская лаборатория «On.театр».
Премия «Прорыв» для петербургских актеров, режиссеров, художников и менеджеров до 35 лет включительно возникла на этой же волне. Организовали ее, напомню, городской Комитет по культуре, театр «Приют комедианта» и два независимых театральных критика: автор этих строк и Андрей Пронин. «Представьте себе, -- жаловался на пресс-конференции директор «Приюта комедианта» и генеральный продюсер «Прорыва» Виктор Минков, -- меня выгнали с заключительного заседания экспертов». Говорил он это, впрочем, с видимым удовольствием, несмотря на то, что «Приют» по итогам голосования номинационного совета оказался представлен лишь в номинации «Лучший молодой менеджер». Все-таки ощущение абсолютной честности голосования дает организаторам повод для законной гордости.
Влиять на решение экспертов организаторы (в том числе, разумеется, и ваш покорный слуга, который числится лишь в списке жюристов) не могли. Единственное, за что создатели премии берут на себя полную ответственность – это за состав «оценщиков». Экспертный совет представляли: педагог Театральной академии, театровед Елена Горфункель, критик с многолетним стажем, главный редактор альманаха «Балтийские сезоны» Елена Алексеева, главный редактор газеты «Империя драмы» Лилия Шитенбург, педагог и активно практикующий (в том числе и как член жюри многих российских театральных фестивалей) Евгения Тропп и их уважаемые коллеги. И объединяет этих людей, экспертов и представителей жюри (лучших актеров, режиссеров, художников города), то, что все они – самые что ни на есть активные деятели театрального процесса, трудники на благо театра. А люди, которые работают день за днем, засучив рукава, не тормозятся в развитии и не теряют способности видеть и сортировать новации. Так что «Прорыв» -- это еще и отборная компания профи, куда не допущены ни «свадебные генералы» от театра, ни официальные лица, за исключением рекордно деятельного председателя Комитета по культуре Антона Губанкова, который, тем не менее, нашел время, чтобы поработать в жюри.
На пресс-конференции г-н Губанков еще раз официально заявил, что комфортное самоощущение молодых художников в городе – одно из приоритетных направлений его работы, и в голословности его не обвинит даже явный недоброжелатель. Виктор Минков рассказал, что в качестве награды победителям вручат ценные подарки, необходимые им в профессиональной деятельности. Организатор торжественной церемонии, намеченной на 13 января, -- актер и режиссер Александр Баргман -- объявил дресс-код мероприятия: пляжный наряд. А председатель жюри, режиссер Андрей Могучий, высказался, как обычно, концептуально. Сначала посетовал на то, что ему ощутимо не хватает «конкуренции снизу» -- в том смысле, что мастеров, достойных подражания, достаточно, а вот в затылок никто не дышит, не подхлестывает работать активнее. Еще одна очень важная мысль г-на Могучего заключалась в акцентировании диагностической роли премии «Прорыв»: «То, что не открытой оказалось номинация «Лучший молодой режиссер», -- симптоматично. Много лет молодым постановщикам не уделялось внимания, а эта профессия приобретается только на практике. И я сам помню, как сложно мне было пробиваться в этом городе».
Премия «Лучшему молодому режиссеру» действительно не будет вручена в этом году. Из 9 работ, представленных на конкурс, ни один спектакль не набрал необходимых 7 голосов из 12: отборщики решили, что планка у новой премии должна быть высокой. Об этом рассказали журналистам два представителя Номинационного совета – Елена Горфункель и Андрей Пронин. Также они озвучили впечатляющую статистику: заявки на участие в «Прорыве» подали 22 петербургских театра, на попадание в номинацию «Лучший молодой актер» претендовало 36 актеров, занятных в 45 спектаклях, «Лучшую молодую актрису» выбирали из 30 претенденток в 38 спектаклях. Лучших молодых художников, как и режиссеров, -- из 8 представителей. Лучших молодых менеджеров – из 6-ти.
Окончательный список, переданный на рассмотрение жюри, включает в себя пятерых актрис -- Янину Лакобу (роли Ксении в спектакле «Ксения. История любви» и Сони в «Дяде Ване» Александринского театра), Елену Мартыненко (роль Хильды в спектакле «Даниэль Штайн, переводчик», Театр на Васильевском), Ольгу Медынич (роли Гермионы и Утраты в «Зимней сказке» Молодежного театра), Марию Сандлер (роль Графини в спектакле «Атанде» БДТ), Ульяну Фомичеву (роль Леры в спектакле «Лерка» «Балтийского дома»).
Четырех актеров – Дениса Волкова (роль Скапена в «Плутнях Скапена» Театра-студии «Пушкинская школа»), Александра Кудренко (роль Каина в спектакле «Каин» «Такого театра»), Виталия Куликова (роль Хлестакова в «Ревизоре» Театра им. Ленсовета), Дмитрия Лысенкова (роль Телегина в «Дяде Ване» Александринского театра). Двух художников -- Анвара Гумарова (за сценографию к спектаклю «Каин» «Такого театра») и Георгия Пашина (за сценографию и костюмы к спектаклю «Марьино поле» Театра на Литейном).
Достойных молодых менеджеров обнаружилось четыре: это Милена Авимская (организатор молодежной режиссерской лаборатории «ON.Театр»), Ольга Литомина, на чьих хрупких плечах держится клуб «Антресоль», Елена Седова, занимающаяся выпуском и прокатом спектаклей «Авторского театра», Алексей Смокотов (сотрудник «Приюта комедианта», организатор «Петербургского театрального сезона» в Хельсинки).
Все спектакли, упомянутые выше, можно будет посмотреть в течение декабря, дабы убедиться, что собирательный портрет театрального Петербурга ощутимо помолодел.
Жанна Зарецкая
Фонтанка.ру