Наверное, трудно найти родителя, который не хотел бы видеть своего ребенка человеком образованным, раскрепощенным, умеющим отстаивать свои взгляды на вещи, находить альтернативные решения проблемы. Ведь именно такие люди сейчас наиболее востребованы в обществе и, быть может, счастливы. А что мы, родители, для этого делаем? Порой, с самого раннего детства «бьем по рукам».
Оденьте его погрязнее
Вот малыш, сидя перед тарелкой, обмакнул ладошку в кашу и делает несколько шлепков по чистой скатерти. Ужас? Нет, он рисует. Да, да, он рисует кашей на поверхности стола, чтобы убедиться в том, что может оставить след, что-нибудь изобразить.
А первые каракули… Это целый мир! Ребенок видит то, чего не видит на листе бумаги мама: вот дом, вот я, вот мама! И если спустя месяц, вы опять вернетесь к этому рисунку, а не выбросите его, то услышите тот же ответ: вот дом, вот я, вот мама!
Все дети любят рисовать - дома, в детском саду, на улице. Но почему–то со временем эта радость творчества у многих проходит. Иногда достаточно одного нелестного отзыва родителей или строго воспитателя – мол, не справился, цвет не тот выбрал. А бывает, что ребенок просто боится испачкать новое платье и не решается взять в руки краски. Казалось бы мелочь, а нерешительность и страх ребенка перерастают в равнодушие к занятию, и вызвать потом интерес к рисованию будет непросто.
Такими любопытными наблюдениями со мной поделилась педагог высшей категории Дворца юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга (ДТЮ) Наталья Юрьевна Петрова: «У ребенка задача стоит все познать, он очень любознателен и активен. И если эту активность подогревать и постоянно давать пищу для размышления, то ему будет так интересно! Ведь стремление и умение рисовать в ребенке природой заложено. Только одни получают эту возможность, а другие нет».
Художественная школа или кружок?
Педагоги советуют отвести ребенка в художественный кружок до школы, в 5-6 лет. В этом возрасте ребенок еще достаточно раскрепощен и открыт, а развитие таких качеств как наблюдательность, зрительная память, внимание, усидчивость, моторика рук, глазомер (все это стимулирует как раз-таки рисование!) поможет преодолеть нешуточную нагрузку в школе.
Наталья Юрьевна Петрова: «Рисующему ребенку не надо объяснять, что такое сантиметр или два, он без линейки понимает это, поскольку на каждом занятии ему нужно на глаз найти середину, центр, провести диагональ и т.д. Эти все качества нужны любому человеку. Кем бы ты не стал, какую-либо профессию для себя не избрал, в жизни пригодится, но самое главное, это, конечно, "творческость" – творческий подход ко всему! Люди как бы делятся на исполнителей и на людей мыслящих нестандартно. Вот из последних получаются лидеры, а школа, к сожалению, это не развивает, потому что школа действует по принципу «делай как я!»
Не стоит отчаиваться родителям, чьих детей не приняли в художественную школу. Чем позднее ребенок туда попадет (в 5-7 классе), тем лучше. Почему? Художественная школа ставит задачу предпрофессиональной подготовки, а большинству из детей не нужно становиться художниками профессионалами. Наталья Юрьевна Петрова: «В творческих коллективах (в кружках, во дворцах) ребенок получает поощрение, если он сделал что-то по-своему, выделился, нашел свой путь решения, а это в любой профессии чрезвычайно важно. В художественной школе на первом месте мастерство, работа по накатанному, и, если рано отдать ребенка в художественную школу, творчество не развивается, развивается мастерство. И ребенок этот будет уметь хорошо рисовать, но никогда не станет художником. Сами педагоги художественных школ про себя шутят так: «Мы так долго учили хорошо рисовать, что уже забыли, для чего мы это делали».
Всегда есть за что похвалить
Рисование – тот предмет, который хорошо познавать в группе. В коллективе возникает дух соревнования, дети видят другие возможности (а здесь сразу не боятся браться за крупные формы – картины, витражи, роспись ткани и посуды), стараются сделать лучше. Для кого? Конечно, для любимых родных, прежде всего. Н.Ю. Петрова: «Если родитель увидел, оценил и как–то приободрил ребенка, то в следующий раз у него появляется стимул показать родителям, какой он молодец. Есть равнодушные родители, которые даже и не смотрят, им не интересно, у таких ребенок часто берет свой рисунок и… засовывает в мусорное ведро, и рисует так же… как мусор. Помощь родителей – быть внимательными, чуткими зрителями, подбадривать, поощрять, не надо ругать ребенка, можно всегда найти, за что похвалить. Критиковать не надо, лучше похвалите чужую работу, например, скажите: «смотри, какое у него яркое яблоко, а у тебя… ну-ка?» и… ничего не скажите».
Нисколько не умаляя достоинств художественных школ, важно заметить, что все-таки творческие объединения при детских дворцах остаются самыми доступными центрами дополнительного образования. В Петербурге лишь дошкольники обучаются там на коммерческой основе, причем плата - вполне лояльная. Появившиеся массово в конце 20-х годов прошлого века по всей стране как дома пионеров, они сумели накопить и сохранить огромный опыт работы с детьми в самых разных направлениях. Этот опыт интересен и западным коллегам, в частности, финнам. Уже не первый год они тесно сотрудничают с коллективом Выборгского ДТЮ.
Работы воспитанников ТО «Юный художник» были отмечены во время летней Олимпиады в Китае в 2008 году - ребята стали призерами международной художественной выставки «Флаги мира» (десять золотых медалей!) Так они прославили свой дворец творчества и педагога Наталью Юрьевну!
Впрочем, медали и выставки – лишь малая часть той большой радости, которую дети получают на занятиях. Хотите убедиться в этом?!
Оксана Петрова, Фонтанка.ру