Гаишники не будут прятаться по кустам, а судьи, прокуроры и следователи останутся в касте неприкасаемых. МВД подготовило проект поправок в соответствующий административный регламент. По сути министерство подчинилось протесту Генпрокуратуры. Однако в обновленном документе осталось несколько лукавых фраз, направленных, скорее, на "сохранение лица", нежели на реальное воспрепятствование пьяной езде "сильных мира".
Административный регламент для сотрудников ГИБДД был опубликован в июле этого года. Его по праву можно было назвать революционным. Согласно документу, "забыв" про федеральные законы (например, "О прокуратуре"), сотрудник мог остановить нетрезвого на вид водителя, пользующегося иммунитетом, высадить из машины и даже составить протокол либо возбудить административное дело. Свою инициативу МВД еще летом аргументировало увеличением числа аварий с участием пьяных прокуроров, чиновников и дипломатов.
Лучше бы такое нововведение, вполне уместное, исходило от законодательного органа, имеющего подобные полномочия. Иначе оно обречено на споры. Что, собственно, и произошло. 24 июля Генпрокуратура принесла протест, в котором указала, что административное преследование лиц, пользующихся неприкосновенностью, противоречит Конституции, а использование "естественных и искусственных укрытий при осуществлении контроля за дорожным движением, противоречит ст. 3 федерального закона "О противодействии коррупции", предписывающей публичность и открытость действий органов госвласти.
Как сообщили "Фонтанке" в Генпрокуратуре, в настоящее время протест удовлетворен. Требования надзорной инстанции были учтены министерством внутренних дел при подготовке проекта приказа о внесении изменений. В настоящее время он находится на стадии подписания и регистрации в Минюсте. В свою очередь в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД отметили, что проект выставлен на своеобразный суд общественности, и ведомство готово выслушать "замечания и предложения заинтересованных организаций".
Вряд ли у граждан могут быть претензии к пунктам, которые предписывают гаишникам не прятаться по кустам, а внешним видом своим и служебного автомобиля предупреждать водителей об ожидающей впереди "опасности". А вот в части "неприкасаемых" вопросы возникнуть могут. В прежней (допротестной) инструкции инспектор мог спокойно остановить чиновника, депутата, следователя, прокурора или судью и, заподозрив у него наличие алкогольного опьянения, отстранить от управления транспортным средством. Если обладающий иммунитетом совершил административное правонарушение, сотрудник имел право составить протокол или возбудить административное дело, а затем передать эти материалы начальнику провинившегося.
Теперь же подобные действия можно произвести только по отношению к части "особенных" - это кандидаты в президенты, в Госдуму, в муниципальный орган, члены Совфеда, избиркома или комиссии референдума (только с правом решающего голоса) и УППЧ. Эта категория избранных может подвергнуться административному преследованию, их также в случае опьянения можно высадить из-за руля. А вот, остановив пьяного судью, прокурора или следователя, инспектор будет вынужден ограничиться рапортом вышестоящему начальству с последующим направлением бумаг в прокуратуру. В проекте регламента есть любопытная оговорка, понять которую нормальному человеку удается не с первого раза.
"При наличии достаточных оснований полагать, что лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры".
Какие именно меры должен принять сотрудник, чтобы не допустить дальнейшего движения транспорта, в проекте не указано. Учитывая, что по закону милиционер не имеет права применять никаких (ни насильственных, ни процессуальных) действий, можно предположить, что инспектор должен лечь перед колесами пьяного прокурора или обложить кирпичами автомобиль. Как вариант, можно еще загипнотизировать или на коленях упросить нарушителя дождаться на месте своего карателя.
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"