Жестокое самоубийство произошло 10 декабря в центре города. Биржевой брокер, не справляющийся с выплатами по долговым обязательствам перед своими клиентами, решил вопрос кардинально. В правоохранительных органах Петербурга отмечают, что для нашего города это первый случай суицида из-за кризиса.
53-летний уроженец Омска Сергей Шутов всегда был удачливым брокером. Ему доверяли свои деньги не только преуспевающие петербуржцы, но и москвичи. Причем доверие это было настолько велико, что суммы исчислялись десятками тысяч долларов. Но наступили кризисные времена, и наличность, ранее свободно отдаваемая под биржевые игры, потребовалась для решения более насущных проблем.
В начале декабря к Шутову приехал брат его жены, гражданин Белоруссии, который проживает в Москве. Как говорят, в свое время он одолжил родственнику 1 миллион 200 тысяч рублей для игры на бирже, и захотел получить эти деньги обратно: они были нужны для оплаты образования сына, который учится в Чехии. Помимо этого у мужчины якобы было поручительство от клиентов Шутова на возврат денежных средств — порядка 40 тысяч долларов.
10 декабря Шутов с родственником отправился на Московский вокзал, чтобы купить обратные билеты, а после этого брокер пообещал расплатиться по обязательствам. Прибыв на площадь Восстания около 11:20, мужчина попросил родственника подождать, так как ему нужно в туалет. Шутов зашел в уборную, расположенную рядом с копировальным центром на улице Восстания, 1. После десятиминутного ожидания брат жены начал беспокоиться, стал звонить брокеру на телефон, но, не получив ответа, нашел уборщицу центра, и они взломали дверь в туалет. То, что он там увидел, привело в шоковое состояние не только обнаружившего самоубийцу родственника, но и прибывших на место милиционеров.
По предварительной информации, Шутов покончил жизнь самоубийством: используя кухонный нож он изрезал себе вены на локтевых суставах, под коленками, несколько ран нашли на шее в районе кадыка, а также одну рану в области сердца.
Как говорят, брокеру в последнее время не везло на бирже. Кроме того деньги, которые он все же зарабатывал, якобы проигрывались в казино. Образовавшаяся задолженность и обязательства очень тяготили, и, в последнее время, по словам родственников, он пребывал в депрессии, и много говорил о кризисе. Видимо, с помощью самоубийства, полагают в милиции, Шутов пытался решить проблемы.
«Кризисные» самоубийства не типичны для России. Хотя в Европе и Америке с началом экономического спада ряд топ-менеджеров действительно «решили свои проблемы» таким образом. Так, 22 апреля этого года финансовый директор крупнейшего американского ипотечного агентства Freddie Mac Дэвид Келлерманн покончил жизнь самоубийством — мужчина повесился в подвале своего дома. Хотя официально причина самоубийства не называется, СМИ мгновенно связали смерть Келлерманна с финансовыми трудностями Freddie Mac.
7 января текущего года руководитель одной из крупнейших в США компаний по продаже недвижимости 52-летний Стивен Гуд (Steven Good) выстрелил себе в голову. Как напоминает газета Washington Examiner, незадолго до этого Гуд публично выражал обеспокоенность кризисом, негативно повлиявшим на рынок недвижимости и всю мировую экономику.
За день до смерти Гуда, 6 января, немецкий миллиардер Адольф Меркле (Adolf Merckle), входящий в пятерку богатейших людей Германии, был сбит поездом. По предварительным данным, это было самоубийство, и тоже из-за кризиса, так как 74-летний основатель фармацевтического концерна Ratiopharm осенью 2008 года потерял не меньше миллиарда евро.
В декабре 2008 года, незадолго до Рождества, вскрыл себе вены 65-летний французский инвестор Рене-Тьерри Магон де ля Виллюше (Rene-Thierry Magon de la Villehuchet). Причиной стала потеря полутора миллиардов евро, вложенных им в финансовую пирамиду Бернарда Мейдоффа.
В начале февраля, газета «Труд» уже заявляла, что в России из-за кризиса за два месяца нового года произошло больше 100 самоубийств. Однако вскоре эта информация была опровергнута заместителем директора Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зурабом Кекелидзе. По его словам, нет оснований говорить о резком росте числа самоубийств в стране в связи с финансовыми проблемами.
Алена Жданова, «Фонтанка.ру»