Порядка 300 метров уже готового тоннеля участка Фрунзенско-Приморской линии метро будет навсегда погребено в недрах Петербурга. Такой вывод сделали специалисты на основании документа, попавшего в распоряжение «Фонтанки».
Речь идёт о правом перегонном тоннеле за станцией «Международная», который был пройден ещё в 1995-1997 годах щитовым комплексом. Его длина - 400 метров. В то время строительство велось по проектам ещё советского периода, станцию метро «Проспект Славы» планировалось строить глубокого залегания. Поэтому тоннели по стандартной схеме сразу после станции устремлялись вниз. Не так давно городскими властями было озвучено решение, что дальнейшее строительство станций метро Фрунзенско-Приморской линии после «Международной» будет вестись как можно ближе к поверхности. В связи с этим станция метро «Проспект Славы» должна стать уже не столь глубокой.
Сделать её совсем мелкого залегания не позволят некоторые технические моменты. Уклон тоннеля метрополитена должен быть не более 40 тысячных (промилле). Если учитывать нынешнюю глубину залегания «Международной», а также наличие камер съездов после неё, где будут уложены стрелочные переводы для оборота поездов, подняться можно до 20-25 метров, при этом сама станция немного «отъезжает» от проспекта Славы к Альпийскому переулку. Однако для реализации этого проекта вместо продолжения проходки от существующей границы предлагается похоронить, по оценкам экспертов, более 300 метров уже построенного тоннеля и начать его строительство заново с резким подъёмом сразу за станцией.
Причем просто отделить тоннель от метрополитена бетонной пробкой не получится. Придётся произвести переборку существующего тоннеля со смещением профиля, а в остающееся за обделкой нового тоннеля пространство закачать бетон. Объём его только по приблизительным подсчетам может составлять от 6 до 8 тысяч кубометров. Кроме этого, по существующим сегодня сметам проходка 1 метра тоннелей составляет около 400 тысяч рублей. Таким образом, несложно посчитать, что только на проходку аналогичного участка перегона потребуется более 120 миллионов рублей. В целом же вся операция по преданию забвению некогда построенных тоннелей может обойтись в сумму, близкую к полумиллиарду рублей, что составляет около 5 % от всего финансирования на 2010 год. Вообще, подсчитывать расходы на подземные работы сложно, и реальные расходы, как правило, оказываются значительно выше.
Стоит также отметить, что проектной документации для проходки по новому варианту также пока не существует. В свою очередь, затраты на её разработку также могут стать существенной статьёй расходов. Что побудило так резко изменить планы – остаётся загадкой.
Чем ещё грозит строительство станции «Проспект Славы» способом мелкого залегания? Для строительства станции открытым способом придётся разработать котлован шириной около 20 метров, глубиной до 25 метров, и длиной до 250 метров. В зону строительства попадает пространство под Бухарестской улицей, что неизменно приведёт к закрытию движения транспорта и трамвайной линии на время строительных работ. Также в зоне работ потребуется провести перекладку всех инженерных сетей, что также негативно скажется на стоимости всех работ. В свою очередь, до конца неизвестно состояние грунтов, но старожилы прекрасно помнят, что в этом районе некогда протекала речка Волковка, которая была засыпана, и напоминанием о которой остались пруды в парке Воинов-интернационалистов. Так что проблемы этой станции могут оказаться в чём-то сходными с трудностями станции «Автово», на которой уже несколько лет продолжается капитальный ремонт, а само строительство станции чуть не обернулось разрушением нескольких домов.
По информации источников «Фонтанки», уже ведутся переговоры с представителями немецкого производителя тоннелепроходческих комплексов – фирмой «Херенкнехт». Возможно, что для проходки тоннелей мелкого залегания между станциями после «Проспекта Славы» будет использован проходческий комплекс диаметром 9 метров, который позволит строить тоннель сразу под два пути. Не исключено, что именно для ускорения процесса строительства и принято решение столь оперативно - ещё до «Проспекта Славы» - подняться с глубины. Однако, судя по всему, никто даже не просчитывал экономические потери этого политического решения.
Стремление вывести метро в район промзоны «Шушары» понятно. С одной стороны, это уже было обещано инвесторам, раскупившим и начавшим осваивать промзону. С другой стороны, наш метрополитен катастрофически нуждается в новых электродепо. На сегодняшний день сразу две линии не имеют собственного дома. Однако для Правобережной линии строительство депо будет вестись только после завершения строительства станции «Кудрово» («Народная»), то есть на территории Ленинградской области, которая в свою очередь вкладываться в строительство метро не хочет. На севере же Фрунзенско-Приморской линии электродепо будет располагаться в районе КАД. Промежуточные станции на пути к будущему депо пока не имеют даже названий и обозначаются как «Магистраль №», а разработка проектной документации только началась. В целом же район ещё не так застроен и освоен. Именно поэтому приоритетным было выбрано направление в Шушары. Не стоит также забывать о масштабном жилищном строительстве, например громадном комплексе «Новая Ижора». В случае возведения метро в Шушарах до этих территорий рукой подать на автобусе, равно как и до Колпино.
Напомним, что в 2009 году федеральное правительство выделило на строительство питерского метро всего 650 миллионов рублей, а город профинансировал строительство на 8 млрд рублей. На 2010 год в бюджете Петербурга запланировано более 10 млрд рублей на строительство метрополитена.
Корней Петров, «Фонтанка.ру»