Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -2

3 м/с, зап

760мм

94%

Подробнее

Пробки

3/10

Дисграфия - болезнь или дар. Нарушение письма наблюдают у каждого 3-го маленького петербуржца

11887
ПоделитьсяПоделиться

Сложность изображать, писать при хороших интеллектуальных способностях- это дисграфия. Таков практически точный перевод с латыни. Сегодня же специалисты склонны к более жестким формулировкам, определяя дисграфию как нарушение письма у детей и как болезнь века. Все больше ребятишек с расстройством письменной речи обнаруживают педагоги в начальной школе. По некоторым данным, дисграфические ошибки в Петербурге встречаются у 20-30% младших школьников. Только в школах Петроградского района 53 детишек младших классов имеют дисграфию.

Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский жили и весьма творчески выразили себя, несмотря на наличие дислексии и дисграфии. Об этом почему-то не говорят детишкам и их родителям на приеме у логопеда. И мамы, у которых ребенку диагностировали дисграфию взволнованно делятся друг с другом и ищут пути выхода из проблемной ситуации. Им кажется, что без грамотной речи и письма ребенок успешен не будет.

Подруга в расстроенных чувствах позвонила мне сразу после того, как ей произнесли это режущее диссонансом слово. Сказали, что ребенку будет чрезвычайно сложно в школе, что это проблема еще и невропатологического характера. Логопед посоветовал почти сразу комплексное лечение с использованием медикаментозных препаратов: массаж, электрофорез с эуфелином, таблетки с глиатилином и пантогамом. Лечение проводили курсами. Через год в диктанте у Севы логопед практически не нашла ошибок, которые можно было бы квалифицировать как дисграфические.

Однако на мой вопрос-насколько стойким может быть такой результат- уже другая врач-дефектолог Елена Алексеевна Литаш, 20 лет работающая с детьми, сказала, что дисграфия зачастую неизлечима. «Она возвращается самым непредсказуемым и неожиданным образом, когда, казалось бы, очевидны хорошие результаты. Ребенок вновь, вдруг, начинает ошибаться, как будто происходит какой-то сбой. Яркую динамику можно наблюдать после вмешательства специалиста лишь в случаях банальной "педагогической запушенности", когда ребенок по причине занятости родителей лишен их внимания."

Откуда это берется. Версий несколько. Точной нет

Логопеды склонны искать истоки дисграфических нарушений в эмбриональном периоде развития ребенка, а также в том, как проходили роды. На приеме дефектолога одним из первых звучит вопрос о том, как протекала беременность. Любое неблагополучие в период вынашивания с позиции докторов может повлиять на формирование важных функций головного мозга малыша. Если центральная нервная система у ребеночка развивается особенным образом, то это неизбежно скажется на его речи, памяти, мышлении.

Второй момент - как воспитывают уже рожденное дитя. Важно, допустим, как в первые годы жизни общаются с малышом и между собой родители, а чуть позже - что читают, и читают ли ребенку вообще. Сейчас родители действительно стали меньше читать детям и меньше с ними общаться, предоставляя внимание своих чад телепередачам, компьютерным играм. Гуление, прибаутки, скороговорки и песни уходят из жизни маленьких урбанизированных горожан, заменяясь современными музритмами.

И общение, и фольклор, и игры, и просто спокойное семейное общение формируют тот самый фонематический слух, что необходим для базовой грамотности. «Как и музыкальный, фонематический слух нужно развивать: когда ребенок слышит правильное произношение, да еще с художественной или игровой подоплекой, - то впитывает это как губка. Если речь 5- годовалого малыша неправильна: отсутствуют или заменяются звуки, то это предпосылка к отсутствию или замене букв и на письме»,- говорит логопед Елена Литаш

Логопеды выделяют несколько видов дисграфии. Вот только несколько распространенных

- Фонематическая. На письме проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», «дочка» как «точка».

- Оптическая. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З-Э, Р-Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З–В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н–П–И, Т–Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть ее, пропустить или добавить лишний крючок.

- Аграмматическая. Связана с нарушением грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики («выбежал из дерева», «девочка пошел», «выходные день»). Эта форма дисграфии обычно проявляется, когда ученик, овладевший элементарной грамотой, начинает писать собственные тексты, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь обнаруживается, что он абсолютно не владеет правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

Как говорит заведующая кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета им. Пушкина Раиса Лалаева, при каждом виде дисграфии применяют свой вид коррекции. "Если вы обнаружили нарушение речи и ошибки на письме-необходимо идти к специалистам. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится в тесном сотрудничестве родителей, логопеда, иногда психолога или нейропсихолога". То, что корректировать дисграфию необходимо - Раиса Ивановна убеждена. Ну, а родителям таких детей необходимо быть помощниками своему ребенку

Главные рекомендации:

- не ругать и не наказывать детей
- не заставлять сотни раз переписывать начисто
- не торопить, не упрекать, не злиться
- поощрять за успехи

Логопед-дефектолог Елена Литаш в качестве рекомендаций добавляет:

- больше проводить времени с ребенком
- свежий воздух и физические упражнения обязательны
- необходимо овладеть речевым дыханием
- тренировать зрительно-моторную координацию: вместе с детьми лепить, рисовать, раскрашивать.

Но самое главное, говорит Литаш: "Ребенку с дисграфией необходимо внимание и деликатное отношение взрослых. Ведь здесь важно не вселить страх перед ошибкой, а помочь обрести уверенность. Принесут занятия стойкий результат или лишь скорректируют - все покажет только время. Но в любом случае необходимо помнить - у каждого ребенка есть свой талант. И, возможно, ваш малыш, как и Эйнштейн, разовьет его, самореализуется, и принесет пользу себе и другим»

Лиза Шернваль, "Фонтанка.ру"

Справка:

Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту.


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close