В середине декабря Ингушетию потрясли два взрыва. В результате первого пострадала беременная вдова местного правозащитника Макшарипа Аушева - 27-летняя Фатима Джаниева, а ее мать Лейла и братья Руслан и Амир погибли. На следующий день на блокпосту в Назрани взорвался смертник, пострадали десятки человек. Шахидом оказался еще один брат Фатимы — Батыр, который, якобы, мстил за смерть близких. «Фонтанке» стало известно, что все братья Джаниевы в течение последних трех лет до трагедии проживали в Петербурге. Были вполне социальны и успешны.
Хронология
Правозащитника Макшарипа Аушева, владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.орг», расстреляли 25 октября этого года в Кабардино-Балкарии.
16 декабря на автодороге по пути в город Магаса автомобиль, в котором находилась беременная вдова Аушева — Фатима, ее 51-летняя мать Лейла Джаниева, и братья - 25-летний Руслан и 21-летний Амир, попал под обстрел. В живых осталась только Фатима. По версии МВД Ингушетии, «Жигули», в котором ехала семья, при подъезде к посту ДПС, стали резко разворачиваться, после чего милиционеры открыли по легковушке огонь. Через несколько минут машина взорвалась. По рассказам родственников, до взрыва автомобиль был остановлен силовиками в масках, которые тщательно проверили транспортное средство, и отпустили водителя и пассажиров. Проехав пару метров, «Жигули» взлетели на воздух.
Возможно, второй версии придерживался и брат Фатимы Джаниевой — 23-летний Батыр. Именно он взорвал себя 17 декабря на блокпосту в Назрани. В МВД республики предположили, что таким образом парень отомстил за смерть матери. Однако родственники погибших сомневаются в том, что именно Батыр был террористом-смертником, полагая, что в момент теракта его не было в Назрани. А был он, скорее всего, в Петербурге, где жили и учились его братья последние 2-3 года.
Петербургские ингуши
Братья Джаниевы - Руслан и Амир, по данным «Фонтанки», прибыли в Петербург в 2007 году. Еще раньше здесь обосновался, поступив в медицинский вуз, их старший брат Адам. Как говорят, получив специальность, он переехал в Великобританию, но связи с Северной столицей не терял и всячески помогал братьям. Руслан закончил военный вуз, и, получив лицензию 14 августа 2008 года, работал в одном из петербургских ЧОПов. Амир учился на программиста. В июне 2009 года на станции метро «Василеостровская» милиционер 3-ей роты задержал его после досмотра, так как у молодого человека кавказской внешности был изъят пистолет, похожий на ТТ. Парня вскоре отпустили, так как оружие оказалось травматическим. Оба брата имели регистрацию в Петербурге и домой, как говорят, ездили только проведать родственников. Правда, зарегистрированы они были в так называемых «резиновых» квартирах на проспекте Королева, в каждой из которой помимо них числится еще несколько тысяч человек.
Засветился в Петербурге и Батыр Джаниев. По одним данным, молодой человек учился не в Петербурге, а в Архангельске. Тем не менее, и он успел попасть в криминальные сводки Северной столицы. Но как потерпевший. В декабре 2008 года у дома 1 по Пионерской площади в отношении него было совершено разбойное нападение. Ранее судимого жителя Ленинградской области вскоре задержали и привлекли к ответственности.
Согласно данным РЖД, братья Джаниевы уехали на родину поездом «Санкт-Петербург — Минеральные воды» в конце октября этого года. Как оказалось, навсегда.
Безусловный эксперт по кавказским проблемам, полковник Борис Подопригора так прокомментировал «Фонтанке» трагедию в семье Джаниевых: «Конечно же, Батыр Джаниев не террорист. А мститель. Эта история о том, что молодое поколение, рожденное на Кавказе и прошедшее лихолетье войн, использует крупные города, как инструмент для заработка или учебы, но никак не адаптируется к нашим реалиям. Они следуют традиционной логике ингушского общества, согласно которой каждый мужчина имеет право на самозащиту своего рода. И воспринимаются такие поступки на Кавказе совершенно нормально. То есть, согласно их образу мысли, Батыр поступил как джигит. Да и не мог поступить иначе. К сожалению, работа в Санкт-Петербурге с такими приезжими не ведется. В Европе есть уже опыт неких тестов, в том числе и языковых, которые позволяют им интегрироваться в наш уклад. И дело, конечно, не в том, чтобы они выучили, например, устав города. Дело в том, что они воспримут правильное и корректное внимание как заботу. А это, в конечном итоге, уменьшит силу взрывов на Кавказе».
Алена Жданова
Фонтанка.ру