Вчера в клубе Jagger состоялся концерт группы Vacuum во главе с певцом Маттиасом Линдбломом. Ныне этот проект – уже без Александра Барда и Марины Шипченко – представляет собой дуэт Линдблома и сонгмейкера Андерса Вольбека, собственно, автора хита «I Breathe». А гастролирует Линдблом с небольшой командой: клавишником и бэк-вокалистом Олафом Рессмарком и гитаристом Карлом Энгстрёмом.
Клуб Jagger, расположенный на юге Петербурга, – это большое многоуровневое пространство с богатой «рокерской» отделкой красной кожей, множеством столиков и просторным танцполом перед высокой сценой. Зазывая публику на единственный в сезоне концерт «Вакуума» (специально для здешнего фан-клуба), организаторы имели в виду в первую очередь тех, кто купит сидячие места и закажет обед с пивом. Впрочем, как показал концерт, к середине выступления группы многие столики пустовали: зрители повалили в танцевальную зону. Да и сцену оттуда видно лучше всего; кроме того, многие «безместные» посетители норовили загородить вид сидящим – хотя их и гоняли периодически строгие хостесс.
То, что между стейком и «Вакуумом» аудитория однозначно выбирала последних, – заслуга обаятельного солиста Маттиаса Линдблома. Задержав концерт минут на сорок, он появился на сцене в шерстяном свитере (исландском, специально для русских морозов), красных клетчатых брюках и всегдашней непритязательной шапочке, пожаловался на простуду и показал бокал чая с медом, неотличимый по цвету от пива. На первой песне «Only Human» простуженность вокалиста дала о себе знать – фальцетный регистр у него практически не работал, да и потом высокие ноты он брал хоть и более уверенно, но не так блестяще, как привыкли поклонники. Однако распевшись на первых двух номерах (в том числе эпической «Six Billion Voices»), к третьей песне «I Breathe» вокал Линдблома подошел уже в хорошей форме – звенел, плавно подрагивал, хотя в припеве вел партию пониже.
Далее Vacuum играл композиции в основном 2000-х, написанные после ухода Барда и Шипченко в группу Bodies Without Organs. Уход этот, надо заметить, мало сказался на Vacuum: имидж и звучание Александр Бард уже придумал, а песни продолжил писать все тот же Вольбек, который вместе с Линдбломом организовал под вывеской Vacuum предприятие по производству хитов для европейских поп-артистов. Их ателье небольшое, но тачает ладные, хорошо сидящие в ушах песенки – с жестким программированным ритмом, душевными лирическими отступлениями, чтобы отполированному продюсерами поп-вокалу было где разгуляться.
Самому же Линдблому, даже несмотря на севшие связки, полировать специально ничего не надо. Вживую он лучше, чем в записи, – кроме того, оборудование, звукорежиссер и акустика в «Джаггере» достойные. В середине концерта Vacuum исполнил очень интересную песню под названием «Ripples in the Surface» – медитативную, с подвывающей электроникой и плавающей структурой. По признанию Линдблома, композиция была написана ими с Вольбеком практически на спор – за час придумана, сыграна и сведена. Такие жесткие правила, как он рассказал со сцены, они себе ставят для успешной работы. После «Ripples» клавишник деликатно удалился, а гитарист сменил электрическую гитару на акустику – таким камерным составом они исполнили «Know By Now», плавно перетекшую в «Let the Mountain Come to Me», которая сменилась еще одним тихим акустическим номером. Стало понятно, что концерт движется к завершению: осталось лишь спеть что-нибудь драматичное вроде «I Walk On Sun» и перейти к бисам – предсказуемой «I Breathe», превратившейся в жизнеутверждающее коллективное песнопение.
Оксана Булах
Фонтанка.ру
Фото Виктора Васильева
О других событиях музыкальной жизни Петербурга читайте в рубрике "Музыка"