В наступающем году из Петербурга будет отправляться ещё больше «Сапсанов», зато известные с советских времён фирменные поезда: «Аврора», «Сибелиус» и «Репин» (как ранее «Юность») - канут в небытие. Среди других нововведений РЖД можно отметить планы по установке в поездах дальнего следования душевых кабин, кофе-машин и DVD-плееров, а также намерения закупить скоростные электрички.
Первые изменения в расписании ОЖД, совершенно не собираясь шутить, планирует на 1 апреля будущего года. В этот день между двумя столицами начнёт курсировать четвёртая пара «Сапсанов». Она придет на смену одиному из самых известных брендов ещё советской эпохи — скоростному фирменному поезду «Аврора». После этого дневное сообщение с Москвой будут осуществлять исключительно высокоскоростные составы (впрочем, окончательно судьба «Невского экспресса» ещё не решена).
Менее чем через 2 месяца, 31 мая, из Петербурга отправится пятый «Сапсан», на этот раз в Нижний Новгород, с промежуточной остановкой на Курском вокзале столицы. Время в пути составит 8 часов и 5 минут. Сейчас скорый поезд «Волга» преодолевает то же расстояние за 15 часов 13 минут.
Руководство РЖД не сомневается в грядущей популярности высокоскоростного сообщения. Поводом к оптимизму служат финансовые итоги первых двух недель регулярных рейсов «Сапсанов». По словам начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ОЖД Тимофея Шманева, среднесуточная заполняемость трёх поездов составила 79%. «На утренние рейсы, конечно, она поменьше, зато вечерние практически всегда забиты на 100%. Так что среднестатистическая цифра именно такая. Тем более, что стоимость проезда во втором классе этого поезда ниже, чем в том же «Невском экспрессе», - подчеркнул он.
Что касается более доступной по цене «Юности», то железнодорожные чиновники объяснили её исчезновение тем, что менее скоростной состав просто физически не мог курсировать одновременно с «Сапсанами».
«Мы провели расчёты и выяснили, что «Юности» пришлось бы пропускать скоростные поезда там, где нет возможности уступить им дорогу», - прокомментировал Тимофей Шманев.
Помимо московского направления, изменения ждут и Финляндскую железную дорогу. К 1 июля, наконец, закончатся работы по спрямлению пути и укладке бесстыковых рельсов на перегоне Петербург — Бусловская. После этого перестанут задерживаться и отменяться электрички Выборгского и Приозерского направлений, пообещал начальник Дирекции пригородных перевозок «Транском» Игорь Акобардин. Кроме того, именно с этого момента между Петербургом и Хельсинки начнут курсировать высокоскоростные составы «Аллегро» (по европейской классификации — Pendolino). Они заменят два фирменных поезда РЖД: «Сибелиус» и «Репин». Правда, вплоть до конца ноября 2010 года скорость передвижения до финской столицы от этого не изменится и будет по-прежнему составлять 5 часов 30 минут. Зато после улаживания всех вопросов с пограничниками и таможней по поводу проведения досмотра прямо во время движения скорость поезда существенно возрастёт, и высадиться в Хельсинки петербуржцы смогут уже через 3 часа 30 минут после отъезда с Финляндского вокзала.
Наконец, география рейсов РЖД из Петербурга в будущем году прирастёт Иркутском (с прицепными вагонами до Хабаровска). Причём в пути пассажиры этого поезда (и вообще всех тех, кто находится в пути больше 30 часов), вероятно, смогут воспользоваться душевой кабиной. Кроме того, в поезда дальнего следования установят кофе-машины, киоски с сувенирной продукцией, а также организуют прокат портативных DVD-плееров. Решение о предоставлении таких услуг РЖД может принять в ближайшее время.
Что касается пригородного сообщения, то здесь изменения датированы более отдалённым временем. По словам Игоря Акобардина, в данный момент ведутся переговоры по закупке скоростных электричек (они смогут развивать скорость свыше 100 км/час). Известно, что такие пригородные составы будут использоваться на Кавказской железной дороге в период Белой Олимпиады в Сочи. Однако полигоном для испытаний, вероятнее всего, станет Октябрьская дорога, где уже есть все условия для высокоскоростного движения. Пока же пригородные пассажирские перевозки по-прежнему остаются крайне убыточными, хотя и меньше, чем в прошлом году. (3,5 миллиарда рублей и 5,1 миллиарда соответственно). За счёт усиления борьбы с безбилетниками и установки дополнительных турникетов и касс в 2010-м ОЖД планирует уменьшить этот показатель до 1,5 миллиарда, подчеркнул Игорь Акобардин.
Павел Гинёв, Фонтанка.ру