
Финляндия и Прибалтика пережили нашествие отдыхающих россиян. К петербуржцам, желающим провести рождественские каникулы у гостеприимных финнов или в других европейских странах, присоединились и жители других регионов. Однако транспортное сообщение между Россией и соседними странами оказалось не готово к таким потокам.
Финляндия и Прибалтика пережили нашествие отдыхающих россиян. К петербуржцам, желающим провести рождественские каникулы у гостеприимных финнов или в других европейских странах (как правило, тоже с заездом через Финляндию и Скандинавию), присоединились и жители других регионов. Однако транспортное сообщение между Россией и соседними странами оказалось не готово к таким потокам. В итоге все железнодорожные и автобусные вокзалы были забиты соотечественниками, пытающимися вернуться домой.
По официальной информации Генерального консульства Финляндии в Петербурге, 2009 год оказался рекордным – жителям нашего города было выдано 542 тысячи 560 виз. По-видимому, весь этот полумиллион петербуржцев и хлынул на рождественские каникулы в соседнюю страну, а к ним присоединились еще и около 170 тысяч москвичей (именно столько виз было выдано жителям столицы).
Туристский бизнес Финляндии оказался на высоте – мест в отелях оказалось достаточно для такого наплыва отдыхающих, обслуживающий персонал знал русский язык. Во многих гостиницах, информационных бюро и крупных торговых центрах появились буклеты на русском. Однако вернуться обратно на Родину из этой гостеприимной страны оказалось не так просто.
От Хельсинки до Петербурга можно добраться поездом, рейсовым автобусом и с помощью бесчисленного количества перевозчиков. Но все эти способы оказались недоступны для тех, кто не позаботился о билете заранее. На железнодорожном вокзале в окошке кассы, где продаются международные билеты, висело объявление на русском: «Поезд «Репин», поезд «Толстой», поезд «Сибелиус» 06.01, 07.01, 08.01, 09.01, 10.01 - мест нет». На автовокзале Kamppi до объявления не додумались, поэтому просто отвечали все тем же «мэст нэт» на вопросы обо всех четырех рейсовых автобусах, курсирующих между Финляндией и Россией.
Не могли ничем помочь спешащим вернуться на родину и перевозчики. «Что Вы! С местами очень напряженно, - сокрушенно ответили корреспонденту «Фонтанки» в одной из таких компаний. – Надо за несколько дней заказывать. Все машины у нас заполнены». Единственными, кто подготовился к наплыву туристов, оказались пограничники – причем не только финские, но и наши. По отзывам добиравшихся из Финляндии на своем автотранспорте, максимальное время прохождения российской границы не превышало двух-трех часов, притом, что поток автомобилей растягивался на километр. «Наши службы работали очень оперативно, - рассказывают автовладельцы. – Запускали сразу 35-40 машин и тратили не больше 5 минут на каждого проезжающего». Те, кто помнил прошлогоднее 8-часовое стояние, даже растроганно просили вынести благодарность работникам пропускного пункта Брусничное за хорошую работу.
Ситуация в Прибалтике немногим отличалась от той, что сложилась в Финляндии. Транспортное сообщение между Петербургом и Ригой, а также Петербургом и Таллином, почти полностью ликвидировано – поезда отменены за нерентабельностью, паромное сообщение, несмотря на бурное развитие круизного туризма в нашем городе, не открыто и, видимо, не планируется. Вся нагрузка ложится на автобусы «Евролайнс».
«Конечно, нет билетов! – ответили корреспонденту «Фонтанки» в кассе Таллинского автовокзала 8 января. – Первые свободные места есть только на двенадцатое число!». По рассказам выбиравшихся из Латвии, в Риге предлагали места на автобусы, отправляющиеся 11 января. «Да все застряли! – сочувственно прокомментировали ситуацию таллинские таксисты. – Нам тут вчера москвичи денег предлагали, чтоб мы их до Москвы на такси довезли - ни на чем не выехать. Мы бы и взялись, да российских виз нет».
В итоге часть тех, кто застрял в Финляндии, в Эстонии и в Латвии, была вынуждена добираться с пересадкой - до Нарвы, а потом через Ивангород. Очередь на пешеходный переход границы растянулась на несколько сот метров, и, по отзывам бывалых «стояльцев», провести в ней можно было не меньше двух-трех часов. На 15-градусном морозе терпеливо мерзли москвичи, петербуржцы и даже жители Оренбурга, пытающиеся вернуться домой из Скандинавии и Прибалтики.
Автору этих строк повезло. Его, и еще двух человек, добирающихся из Латвии и из Таллина, согласился перевезти в своей машине через границу житель Нарвы. Поскольку в очереди к пропускнику он был пятым, на переход в Россию было затрачено всего около 40 минут. «Только из Ивангорода вы все равно не уедете, - радостно напутствовал нас любезный автовладелец. – Все автобусы укомплектованы на двое суток вперед».
Проверять эти слова на практике не захотелось - как в лучшие времена автостопа повезло остановить машину, следующую до Петербурга. О судьбе соратников по очереди корреспонденту «Фонтанки» неизвестно, но теоретически они могли добраться на рейсовом автобусе, маршрутке или такси до Кингисеппа, и такими же видами транспорта выбраться уже оттуда.
Кстати, преодолеть эстонскую границу на собственном автомобиле тоже нелегко. «Я приехал в Нарву и увидел очередь на 600 машин. Мне пояснили, что только за разрешением на проезд стоять придется 26-28 часов, - рассказывает один из автовладельцев. – Я плюнул, поехал в Таллин, перебрался на пароме в Хельсинки и вернулся из Эстонии через финскую границу». «Разрешение получают за сутки, - подтвердил его слова перевозивший корреспондента «Фонтанки» житель Нарвы. - Я прихожу накануне, беру талончик и иду домой спать. А на следующий день встаю в свое место в очереди». «А вот транзитники тратят больше суток, а фуры вообще по 4 дня стоят», - добавил он.
«Представители туристского бизнеса обращались к правительству Эстонии с просьбой облегчить визовый режим и как-то облегчить ситуацию с переходом границы, - рассказали корреспонденту «Фонтанки» представители руководства одного из таллинских отелей. – Но наше министерство иностранных дел заявило, что Эстония на облегчение режима согласна, и все проблемы создает российская сторона». Честно говоря, по опыту перехода границ впечатление складывается противоположное. Впрочем, к российской стороне вопросы тоже есть. Почему, учитывая возросшую популярность маршрутов в Финляндию и Скандинавию, нельзя было как-то решить вопрос с дополнительными поездами или автобусами – неизвестно. Возможно, впрочем, это решение требует длительных международных переговоров, но хотя бы добавить несколько рейсов на маршруте Петербург-Ивангород можно, наверное, было без всяких серьезных проблем.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»