
Я лежу на массажном столе, а мужчина в белом халате заламывает мне руки. Мне не больно. Но страшновато. Странные манипуляции, которые производят с моим телом, временами больше похожие на милицейский захват, называются аюрведическим массажем.
Вообще, аюрведический массаж массажем называется только формально. Во время этой процедуры с вами будет происходить всякое: вас будут выгибать как лук, вертеть, как шарниры, суставы, растягивать и пощипывать. А на поглаживания, которые мы имеем в виду, произнося слово «массаж», - за все мероприятие будет отведено меньше всего времени.
На самом деле, массаж – это самое поверхностное, уж простите игру смыслов, что есть в индийской медицине. Аюрведа, без преувеличения, божественное знание, поведанное людям четырехликим и четырехруким Брахмой. Аюрведа – это и философская система, цель последователей которой достичь непрерывного счастья. Все это мне рассказывает массажист, одновременно надавливая уже пятую минуту на левую пятку.
«Непрерывное счастье» - кто же от такого откажется. Это нам очень даже интересно. Но массажист меня тут же разочаровывает: чтобы такого счастья достичь, нужно, как минимум, изучить и принять шесть философских подсистем, на которых базируется сама аюрведа. А это значит, что придется всю свою жизнь выстраивать в соответствии с этими глубокомысленными канонами. Не только есть, что предписано, и не только утреннюю зарядку делать особую, но и даже дышать и думать определенным образом. «Непрерывное счастье», похоже, откладывается на неопределенный срок.
Вообще, если бы я владела санскритом, то разочарования такого бы не вышло. Потому что уже одно только слово «аюрведа» само по себе открывает всю ту подоплеку, о которой так многословно рассказывает мне массажист. Ayus - значит «принцип жизни», а veda – «знание» - из этих двух понятий слово «аюрведа» и сложено.
Теперь массажист энергично, так, как если бы я очень замерзла, натирает меня маслом лесного ореха с добавлением капли кардамона, имбиря и кориандра. Теперь я пахну так же, как запеченный кролик, приготовленный по знаменитому французскому рецепту. В аюрведе не бывает ничего случайного. Мой теперешний пикантный аромат – тоже выбран неспроста.
Массажист классифицировал меня как вата-тип. Это значит, что я энергична, но быстро устаю, легко веселюсь, но и так же легко начинаю грустить. Словом, я переменчива как ветер и совершенно непостоянна. Для того, чтобы как-то укротить эту переменчивость, и достичь хоть какой-никакой гармонии, эти масла и были выбраны. Кроме вата, аюрведа выделяет еще два типа людей: питта и капха.
Люди питта-типа – остроумны, честолюбивы и смелы. Это люди крайностей. Если что-то не удается – их гнев разрушителен. Питта – лидеры, и, чаще всего, начальники. Рисковые и успешные бизнесмены. Их масла – охлаждающие и успокаивающие. Лимонная трава, мята, лаванда.
Капха – полная противоположность предыдущему типу. Эти люди уравновешены и немножко консервативны. Они довольны миром и собой. Они подходят ко всему размеренно и основательно и никогда никуда не торопятся. Масла для них – должны их взбодрить и согреть. Миндальное, апельсин, мирра, шалфей – их аюрведический рецепт.
Аюрведический массаж острый и полезный, как индийская кухня. Задача мастера-массажиста – размять все тело, включая и те мышцы, которые большинство из нас в повседневных нагрузках не задействуют вовсе. Мастер, как хороший скульптор, пролепливает все тело. Слова о потере пары килограммов за сеанс – в данном случае вовсе не рекламный трюк. Будьте готовы к тому, что на следующий день после аюрведического массажа мышцы будут болеть так, как будто последнюю неделю вы не выходили из тренажерного зала.
Аюрведический массаж – лишь верхушка айсберга аюрведы. Но это тот редкий случай, когда вершину покорить легче, чем изучить подножие горы.
Лиза Руковишникова, "Фонтанка.ру"