Получивший инвалидность в результате ДТП, подал иск к российскому представительству Volkswagen AG. Он уверен, что тяжкий вред здоровью был причинен из-за не сработавшей подушки безопасности. Специалисты не верят в благополучный исход для истца, так как у пострадавшего нет главного аргумента – заключения технической экспертизы автомобиля.
Ювелир Дмитрий Лесников, получивший инвалидность в результате ДТП, подал иск к российскому представительству концерна Volkswagen AG. По его мнению, тяжкий вред здоровью был причинен из-за не сработавшей подушки безопасности. Специалисты не сильно верят в благополучный исход для истца, так как у Лесникова нет главного аргумента – заключения экспертизы автомобиля.
Как рассказал корреспонденту «Водителя» адвокат Дмитрия Лесникова Евгений Борисенко, в марте 2007 года его клиент купил Volkswagen Passat у официального дилера – автоцентра «Классика». Поездить на новенькой иномарке гендиректор ювелирной фабрики «Грань» успел только три месяца. Утром 4 июля на перекрестке Северного проспекта и улицы Есенина в него врезался автомобиль. Удар пришелся в левую переднюю дверь, он был такой силы, что оторвало передний мост, а машину отбросило на 5-8 метров в сторону и развернуло.
«От удара головой разбилось стекло боковой двери, я потерял сознание, – написал позже Лесников в претензии к автоцентру «Классика». – Ремнем безопасности я был пристегнут. Подушки безопасности, которые находятся с левой стороны под сиденьем и в стойке, не сработали. Открылись только две передние, которые находятся под рулем и у пассажира. Какой же силы должен быть удар, чтобы сработали боковые подушки безопасности?».
По словам адвоката Евгения Борисенко, его клиент выбрал марку Volkswagen именно из-за уверения производителя, что Passat, имеющий 10 подушек, самый безопасный при ДТП в своем классе. И претензии Лесникова связаны не только с обманутыми надеждами – через несколько месяцев лечения после аварии ему была присвоена II группа инвалидности, он был вынужден оставить работу и потратить значительные средства на лечение. Автоцентр «Классика», по словам адвоката, на претензию клиента предложил провести экспертизу, вплоть до отправки Passat в Германию. Такая постановка вопроса Лесникова не устроила, в течении 2008 года готовилось исковое заявление, которое было подано в суд в конце 2009 года.
Петербургский дилер в гражданском процессе проходит как третье лицо, ответчик же ООО «Фольксваген Груп Рус» – российское представительство концерна Volkswagen AG. Сумма заявленного материального и морального ущерба составляет 3 миллиона 200 тысяч рублей. Очередное заседание в Выборгском районном суде Петербурга назначено на 1 марта. Планируется, что на нем ответчик представит свою позицию.
Как пояснили «Фонтанке» в автоцентре «Классика», случай с Дмитрием Лесниковым не однозначный и, действительно, спорный. «Я лично занимался вопросом, – говорит технический директор Александр Голоушин, – и изначально был на его стороне. Наша компания попыталась провести расследование этого случая, однако покупатель по непонятной причине отказался от экспертизы». По словам Голоушина, для того, чтобы понять, почему не сработали подушки, необходимо провести анализ блока управления системой безопасности. Специалисты завода-изготовителя серьезно отнеслись к известию и настойчиво просили прислать им устройство, – говорит техдиректор. – Немцы очень внимательны к сбоям, нередки случаи, когда отзывались целые партии автомобилей из-за заводского брака. Но для этого нужна техническая экспертиза. Как говорит Голоушин, отправка и исследование должны были производиться за счет компании.
Сложность с экспертизой возникла из-за того, что поврежденный автомобиль к тому времени был передан страховой компании, и после денежных выплат Лесникову Passat стал их собственностью. И отправлять машину в Германию можно было только, выкупив ее у страховщиков. Как утверждает адвокат Борисенко, питерский дилер, якобы, предложил им выкупить блок управления и оправить к производителю за свой счет. И покупатель, конечно же, этого делать не стал. Защитник Лесникова убежден, что отсутствие экспертизы не скажется на исходе дела, так как есть фотографии поврежденной машины.
Такую позицию председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Александр Холодов считает ошибочной. « В гражданском процессе свою правоту нужно доказывать, – сказал он «Водителю». – И если нет доказательств того, что подушка должна была, но не сработала, у истца будут в суде серьезные проблемы». Кроме того, необходимо заключение еще и медицинских специалистов, которые подтвердят, что тяжелые повреждения водитель получил именно из-за того, что подушка не сработала, – считает Холодов. – Не исключено, что, если бы она сработала, то последствия могли быть гораздо плачевнее». Как отметил правозащитник, в Петербурге это не первый случай, когда автовладелец пытается судиться с производителем, однако «победных» историй он не припомнит.
В представительстве Volkswagen AG корреспонденту “Водителя” так прокомментировали ситуацию. «Когда есть подозрение, что что-то в автомобиле сработало не так, – говорит PR-менеджер Андрей Гордасевич, – необходимо провести экспертизу, что наш официальный дилер и предложил сделать клиенту. Но он по непонятным причинам обратился в страховую компанию, которая в результате стала собственником автомобиля, и без ее согласия провести экспертизу было уже нельзя. Если бы у клиента был реальный интерес к проведению экспертизы, она была бы проведена, и вопрос мог бы быть решен еще в 2007 году. Теперь же остается ждать окончания суда и надеяться на справедливое решение». Также Гордасевич отметил, что компании не приносят радости случаи, когда на их машине человек попадает в ДТП, и очень важно понять причину происшествия, чтобы при необходимости ее устранить. «Это вопрос доверия к нашей продукции, – подчеркнул PR-менеджер. – Хотя, на сегодняшний день во всех случаях проверок неправильная работа систем не была выявлена ни разу.»
Представители VW также дали технический комментарий по вопросу срабатывания подушек безопасности: "Для срабатывания фиксаторов натяжителей ремней и подушек безопасности блок управления Airbag анализирует продолжительность и направление замедления автомобиля в момент столкновения. Замедление, а также направление действия сил определяются в зависимости от распределения силы ударного воздействия, угла столкновения, характеристик деформации автомобиля и структурных свойств объекта, с которым происходит столкновение. Однако фактическая деформация автомобиля не имеет решающего значения для активации подушек безопасности и не является доказательством необходимости их срабатывания. Так, после аварии автомобиль может иметь значительные деформационные повреждения, хотя подушки безопасности не сработали, так как в результате столкновения были затронуты только нежесткие элементы конструкции кузова, а необходимое значение замедления не было достигнуто. Срабатывание системы происходит только в том случае, когда это действительно необходимо, так как основная задача системы – это спасение жизни человека, находящегося в автомобиле. В ряде критических дорожных ситуаций срабатывание подушек безопасности не происходит, что позволяет предотвратить возможное нанесение травм самими подушками безопасности и снизить риск нанесения серьезных травм пассажирам".