Обозревателю «Культурной столицы» надоело еженедельно долдонить одно и то же. Но куда деваться? Премьер у нас в Петербурге этой зимой, мягко говоря, немного. Гастролеров – много, но далеко не всё из того, что они нам везут, можно рекомендовать безоговорочно.
Криминальные любовники
Вот, например, «Визит дамы» московского «Ленкома». Если вы собираетесь на этот спектакль, имейте в виду, что столичная критика была к нему беспощадна. И не исключено, что вы, совершив визит на «Визит», присоединитесь к мнению московских театральных журналистов. Тут многое зависит от ваших личных взаимоотношений с творчеством Фридриха Дюрренматта. Если вы, как и автор настоящих строк, этого автора немножко знаете и цените, то вряд ли будете шибко воодушевлены, узнав, что «Визит старой дамы» в «Ленкоме» поставили… про любовь. И что немолодого Илла играет Александр Лазарев-младший, а Клер Цаханасьян – Мария Миронова. При таком раскладе жуткий и донельзя актуальный трагифарс Дюрренматта оборачивается мелодрамой, но режиссеру Александру Морфову, известному петербуржцам по спектаклям в Комиссаржевке, показалось, что так ему и надо. Вместо леденящего душу социального гротеска – жестокий романс с невнятными обстоятельствами. Она так его любила, что велела убить. Обрыдаетесь!
Дополнительный повод для слез – запредельные, при всем уважении к «Ленкому», цены на билеты, установленные организаторами гастролей. Когда подобные цифры звучат в сочетании с фамилиями Броневого, Чуриковой, Збруева, это еще можно понять. Но в данном случае разброс цен от 600 руб. в третий ярус до 7000 руб. в партер выглядит чрезмерным. Спектакль сыграют 21 и 22 февраля на сцене БДТ, начало в 19.00.
Старые и малые
Расценки на гастрольные спектакли московского ТЮЗа много гуманней: от 600 до 3500 руб., хотя тут играет немало замечательных и широко известных артистов – Сергей Шакуров, Валерий Баринов, Игорь Ясулович. Да и сам театр – один из лучших в Москве. Это результат творческих усилий режиссерского (и супружеского) тандема: Генриэтты Яновской и Камы Гинкаса. Вот только ассортимент гастрольных спектаклей странноват. «Иванов и другие» (БДТ, 25 февраля, 19.00) Яновской по чеховской пьесе «Иванов» – постановка легендарная, выдающаяся, описанная в учебниках, но уж очень старая. Для спектакля это минус: в театре со временем разваливаются даже шедевры. Впрочем, следы былого величия уловить можно. Яновская поставила Чехова холодно, страшно: вокруг Иванова (Сергей Шакуров) суетятся герои разных чеховских пьес, а он рвется прочь, как здоровый человек – из палаты буйно помешанных.
Не менее страшен и спектакль Гинкаса по чеховскому рассказу «Скрипка Ротшильда» (БДТ, 26 февраля, 19.00) – безупречная по силе и изяществу сценическая композиция, в центре которой гробовщик Яков (Валерий Баринов), человек, внезапно осознавший, что прожил жизнь впустую.
А вот «Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену» (БДТ, 27 февраля, 19.00) – отнюдь не лучший спектакль театра. Он поставлен ученицей Яновской Маргаритой Мовсесян для детской аудитории – зачем на гастролях его показывают в вечернее время, бог весть. Том Сойер и Гек Финн здесь предстают безбашенными пацанами, а выведенный на сцену автор – Марк Твен – долго ими любуется и словоохотливо делится со зрителем сожалением, что он, автор, так уже не жжет в свои лета. Музыка Марка Минкова. Зрелище сугубо для семейного просмотра.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»