Вчера с подобающей случаю помпой было презентовано еще одно вновь построенное в Петербурге театральное здание. Недалеко от станции метро «Новочеркасская», на пересечении Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, теперь красуется громадная постройка из стекла и бетона. Трудно предсказать, как скажется новоселье на творческой истории «Буффа», но одно ясно: маленьким театром на окраине отныне он быть перестает.
Слухи о том, что на проспекте Шаумяна (в «Буффе» его прозвали «проспектом Шоумена») возводится нечто экстраординарное, давно будоражили театральную общественность. Реальность превзошла ожидания. Постройка видна издалека, фасад, похожий на гигантский аквариум, поставленный в мраморную рамку, впечатляет особенно. Ютившийся два с половиной десятилетия на первом этаже многоквартирного дома на набережной, около Володарского моста, и давно привыкший к тесноте «Буфф» внезапно попал в немыслимую компанию. Невольно спрашиваешь себя: а это здание больше «Балтийского дома» или меньше? Больше БКЗ «Октябрьский» или меньше? Вот ведь в каком ряду ныне оказался вчерашний «маленький театр».
Фойе прибавляет изумления. Просторные холлы, вместительные буфеты, световая галерея, устроенная для художественных выставок, на самом верху – зимний сад под застекленной крышей. Не хочешь ковылять наверх своим ходом – поезжай на лифте, подъемники, кстати, снабжены приспособлениями для инвалидов-колясочников. Прогуливаясь по длинным коридорам закулисья, опять удивишься: в каждой актерской гримерке санузел и душ, репетиционный зал стилизован под атриум и имеет балкон, с которого строгому режиссеру так удобно покрикивать на нерадивых артистов. Зал основной сцены уютный, кресла мягкие, между рядами большие проходы. Еще немаловажная деталь: кресла расставлены не одно за другим, как водится, а по диагонали. Так что не придется зря любоваться на затылок впереди сидящего баскетболиста или пышную завивку модницы – дело не только в подъеме каждого ряда над предыдущим, но и в том, что перед зрителем не кресло следующего ряда, а просвет меж креслами. Помимо партера имеются две ложи бенуара и длинный балкон. Всего помещается 600 зрителей. Пока не начался спектакль, можно задрать голову и таращиться на высокий потолок, украшенный световыми плафонами. Они, словно хамелеоны, способны менять цвет и по команде из рубки разыгрывают целые световые шоу.
Впрочем, главное – сцена. И вот тут, пожалуй, ваш корреспондент будет немногословен, чтобы не сбиться на комичный восторженный тон. Если коротко, сцена огромна. Это касается и так называемой портальной арки (фасадного проема, открывающего сценическое пространство зрителю), и величины планшета: сцену «Балтийского дома» прозвали «аэродромной», ну так вот у «Буффа» теперь Пулково-2. Технические кондиции превосходны: это доказала даже короткая презентация.
Новые «буффовские» подмостки оснащены обильной машинерией, многочисленным штанкетным оборудованием (для крепления подвесных конструкций), поворотными кругами, подъемными панелями и современной дым-машиной. Особенно приятное впечатление оставили разнообразные возможности сценической подсветки – с такой техникой не откажется поработать ни один из лучших наших театральных светохудожников: ни Фильштинский, ни Ганзбург, ни Лукасевич, ни Власов…
Губернатор Матвиенко на церемонии открытия заявила, что подобного оснащения нет ни у одного театра – не только в городе, но и в России. Думается, тут просочился элемент преувеличения, но, знаете ли, то, что машинерия «Буффа» теперь не хуже машинерии Александринки, это уже сенсация.
Малая сцена еще требует косметической доработки строителей, однако добрые слова про нее вполне можно сказать уже сейчас. Интерьер придуман остроумно. Хищная роскошь венского стиля, красные стены, подчеркнуто шикарная VIP-ложа – это пространство легко трансформировать: ставить зрительские ряды или, скажем, столики, как в кабаре. Сложнее этому пространству соответствовать – простодушные репризы, которых много в эстрадных программах «Буффа», будут здесь столь же неуместны, как песня «Калинка-малинка» в фильме «Малхолланд-драйв».
Стечение чиновников и журналистов к полудню достигло масштабов столпотворения. Губернатор Матвиенко не заставила себя ждать, явившись с представительной группой городских сановников. Делегация властей Красногвардейского района во главе с Марией Щербаковой пристроилась сзади. Вслед за ними поспешал автор этих строк, попутно слушая обрывки разговоров.
Кто-то из районных чиновников радостно рассказывал другому, что телевизионщики за это утро взяли у него аж два интервью. Брутальный милиционер из числа охраны в какой-то странной экзальтации разговаривал со своим отражением в зеркале. «Сама приехала! – потрясенно повторял он. – Царица приехала!» Валентина Ивановна, впрочем, вела себя очень скромно, даже покорно. Сначала она попала в объятия гоголевского персонажа почтмейстера Шпекина (артист Сергей Магиленич) – именно премьерой «Ревизора» «Буфф» планирует начать спектакли в новом здании 27 марта. Почтмейстер попросил губернатора что-то отштемпелевать и передал г-жу Матвиенко экскурсоводу (артист Михаил Смирнов). Звезды труппы стояли, держа перед собой портретные рамы, а экскурсовод подводил к ним губернатора, произнося забавный текст. «Посмотрите, – говорил г-н Смирнов. – Куда бы вы ни отошли, портрет глядит на вас». Актриса N тем временем поворачивала голову вслед за губернатором. «А вот герой древности, – продолжал экскурсовод. – Умер от пьянства еще до нашей эры». Актер NN приласкал г-на Смирнова с портрета взглядом большой эмоциональной силы.
Поднявшись на следующий этаж, Валентина Матвиенко столкнулась с художником-авангардистом (артист Артем Анчуков), который рассказал ей, какие прогрессивные выставки будут устраивать в фойе «Буффа» администрация театра и Культурный центр Красногвардейского района. Молодые артисты труппы (их там немало), наряженные в пестрые костюмы, кучковались повсюду, скандировали речовки и пели торжественные канты.
Шоу в зале было коротким, но ярким. К звездам театра Евгению Александрову и Владимиру Смилянцу присоединились «буффовцы» былых времен – Георгий Пицхелаури и Виктор Янишевский – и разыграли старый скетч «Увезу тебя я в тундру», местную легенду. Тот же самый Александров под клавишный аккомпанемент супруги – примы «Буффа» Ники Козоровицкой – изобразил знаменитого тенора и вступил в шутейное вокальное соревнование с коллегами: Михаилом Трясоруковым и Михаилом Смирновым.
Молодежь отжигала симпатичные массовые танцы – канкан с брейком пополам (хореография Эдвальда Смирнова и Олега Игнатьева). Лихо исполнили песню Queen «Show Must Go On» Андрей Подберезский и Юлия Овсяникова. Вся труппа выстроилась на сцене, и к ним вышел основатель и бессменный худрук – Исаак Штокбант. 84-летний режиссер чуть не плакал от радости, прижимал руку к сердцу и благодарил, благодарил, благодарил. Губернатора, вице-губернаторов Аллу Манилову и Романа Филимонова, председателя Комитета по культуре Антона Губанкова, руководителя строительной компании-подрядчика «Санкт-Петербург-Трансстрой» Петра Погребняка, автора проекта архитектора Бориса Бейдера и всех-всех-всех.
Растроганная Валентина Матвиенко вручила г-ну Штокбанту символический ключ от нового театра и – словно в знак торжественности события – произнесла довольно длинный и эмоциональный спич. Говорила, что любит «Буфф» как «самый демократичный театр города», что уважает Исаака Штокбанта как мастера и как ветерана войны, что надеется на успехи обновленного «Буффа», чьи постановки теперь должны стать еще более востребованными и «модными». С особой нежностью г-жа Матвиенко сказала, что в Красногвардейском районе наконец появился свой театр. Это многое объясняет: Валентина Матвиенко много работала в этом районе и, очевидно, особенно болеет за него душой. Кстати, именно здесь жил в свое время Владимир Путин. В Красногвардейском теперь принято строить только с размахом. Губернатор озвучила, во сколько строительство нового «Буффа» обошлось городской казне: 1600 млн рублей.
Омрачать счастье «буффовцев» вовсе не хочется: новое здание они заслужили. А вот смогут ли они, всегда бывшие камерной труппой, вписаться в великанские объемы новой сцены? Будет ли их репертуар гармонично сочетаться с хайтековским интерьером? Смогут ли они занять нишу создателя крупноформатных мюзиклов или пустятся в соревнование с Театром музкомедии по производству оперетт (соревнование будет непростым: наша Музкомедия при директоре Юрие Шварцкопфе ощутимо прогрессирует)? На все эти вопросы ответит день завтрашний. А вчера в «Буффе» был большой праздник.
Из первых уст
Исаак Штокбант, художественный руководитель театра «Буфф»
– Скажите, это похоже на театр вашей мечты?
– В общем, это и есть воплощение моей мечты. Я рисовал карандашом, как бы хотел, чтобы всё было устроено, вычерчивал по линеечке. А потом это получил архитектор – настоящий профессионал – и сделал произведение архитектурного искусства. Такое ощущение, что этот театр был здесь вечно: архитектор великолепно соединил театр и природу, театр и окружающую среду, театр и здешний воздух. Вечером, когда идешь мимо и огни здания светятся, такое чувство возникает, что это большой океанский корабль. Это великолепно.
– А репертуар «Буффа» в новых условиях как-то будет меняться?
– Естественно. Уже сейчас идут репетиции спектакля, специально рассчитанного на эту большую сцену, это сценическое пространство. С подобающими декорациями. Если всё получится, откроемся 27 марта, в День театра, спектаклем «Ревизор». В «большой форме» делается и спектакль в ознаменование 65-й годовщины Победы над фашистской Германией – «Женя, Женечка и катюша» по сценарию Булата Окуджавы. Работаем и над комической оперой Оффенбаха «Прекрасная Елена». У нас большие замыслы.
Яна Штокбант, главный художник театра «Буфф»
– Не пугают вас размеры новой сцены?
– На меня, конечно, падает огромная ответственность как на художника. Другие масштабы, другие формы. Здесь иные возможности – для больших постановок, для мюзиклов. Эта сцена сама живет, трансформируется: моя задача – помочь ей показать себя, потому что она сама по себе потрясающая декорация. Вы еще не знаете, что это за штука: мы сегодня показали только две фурки, а их там шесть.
Премьер "буффовской" труппы Мурад Султаниязов поделился радостью с читателями "Фонтанки" и директором театра Алевтиной Файзрахмановой
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»