С самого начала было понятно, что материал для экранизации режиссер Тим Бертон выбрал нелегкий. Слишком много в книжке Льюиса Кэрролла всяких загадок и парадоксов. Слишком герметичен этот фантасмагорический мир – ну-ка, дружок, попробуй растиражируй его миллионом копий для больших экранов.
Безо всяких пирожков с надписями Тим Бертон превращает маленькую прелестную Алису в долговязую дылду студенческого возраста (Миа Васиковска). (Не то чтобы обескураживающая новация: в фильме Джона Хендерсона Алиса, помнится, и вовсе была взрослой беременной матроной. Но ход рискованный.) У дылды умер отец, теперь ее срочно нужно выдать замуж. В мужья Алисе-переростку прочат сына лорда, рыжего и самовлюбленного (Лео Билл). Но увидев, как муж старшей сестры целуется с совершенно чужой тетей, Алиса в семейных ценностях разочаровывается и от лордова сына убегает. Тут-то и попадается ей белый кролик с положенными ему часами и перчатками. А дальше – черт-те что.
Упав в нору, героиня встречается со странной компанией, состоящей из толстеньких Труляля и Траляля, а также мыши Сони. От них Алиса узнает, что ее, оказывается, нарочно заманили в Подземную страну (так у Бертона называется то, что мы привыкли именовать Страной чудес). В ней уже довольно давно правит некая Красная королева (анимированая Хелена Бонэм-Картер с огромной головой), злая и некрасивая, отнявшая власть у своей сестры Белой королевы, доброй и хорошенькой (Энн Хэтэуэй в белокуром парике). Терзаемая женскими комплексами Красная королева чуть что впадает в ярость и рубит подданным головы. Всем местным жителям это ужасно надоело, и поэтому Алиса должна Красную королеву победить и вернуть на трон ее сестру. За чем, собственно, и пригласили.
Эта метаморфоза с сюжетом нужна Бертону, чтобы опростить кэрролловскую сумятицу смыслов и спрямить ее в линейную фабулу, подобающую блокбастеру. Однако в стремлении к простоте и рациональности режиссер попадает в ловушку. Оказывается, если «Алису» спрямлять слишком усердно, ее можно сломать. Нет, даже в Подземной стране чудеса остались в целости и сохранности. Несмотря на тягостное ярмо королевы-узурпаторши, цветы болтают без умолку, гусеницы курят кальян, а шляпник (Джонни Депп в лиловом сюртуке) определенно не в своем уме. А вот сама героиня получилась какой-то травмированной. Барышня чудесам не удивляется и не радуется, а каждому встречному монстру пытается с жаром доказать, что он ей снится.
Причина в том, что Алиса режиссеру Бертону нужна исключительно в качестве служебной фигуры. Сталкера. Гида в мир, где живут летающие коты с большими зубами, цветные королевы и Джонни Депп с зелеными глазами и рыжими волосами. Однако эта вольность не прошла для фильма даром. Как только исчезло удивление героини, как только безумство ее воображения подменили матримониальные и прочие сюжетные банальности, исчезла и волшебная страна. И хотя Бертон придумывал и рисовал ее фактуру с любовью и старанием, знаменитая присказка «всё страньше и страньше» здесь уже не работает. Чем дальше, тем обыкновенней.
Когда привыкаешь к психоделическим цветам и перепадам настроения головастой Бонэм-Картер, фильм распадается на элементарные частицы. Вот сейчас осмелевшая Алиса покорит пособника зла по имени Брандашмыг (большой и довольно противный кот, судя по всему, родственник Чеширского) и найдет Бравный меч. И понабравшись от него булатности, отправится сражаться с драконом Бармаглотом – опорой трона Красной королевы. И совсем как Илья Муромец, отрубит дракону голову. А вы что хотели? У нынешних Алис разговор короткий. И даже репризы Чеширского кота, озвученного Александром Ширвиндтом, не помогут вам ощутить магию кэрролловской истории. Слабую надежду подает только мышь Соня (дублирует Марина Неелова, озвучившая Алису в замечательном советском мультфильме режиссера Ефрема Пружанского), которая произносит лучшую в фильме шутку.
На очередной трюк порхающего, что твоя бабочка, кота восхищенная Соня отзывается: «Вот, собака!» Но одной, даже остроумной, мыши для магии явно недостаточно. Без Алисиных восторженных глаз и толики сюжетной непредсказуемости история про летающих котов и безумных шляпников превращается в набор трюков. Призванных – по-простецки, по-товарищески – развлечь зрителя. Но не очень объемных – тут даже 3D не помогает.
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
Фото и видео: The Walt Disney Company
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»