ДТП на Невском, когда автобус сбил насмерть 2 и еще 10 отправил на больничную койку, подтолкнуло комитет по транспорту к активным действиям в ГУПах, отвечающих за перевозки пассажиров. Последовали отставки в «Пассажиравтотрансе» и первом парке. Представители комитета и ГУПа встретились с работниками парка.
ДТП на Невском проспекте, когда пассажирский автобус сбил насмерть двоих и еще десятерых отправил на больничную койку, подтолкнуло комитет по транспорту к активным действиям в подведомственных ГУПах, отвечающих за перевозки пассажиров. Последовали отставки в «Пассажиравтотрансе» и первом парке, где работал Юрий Мазин, сидевший за рулем злополучного автобуса. 16 марта представители комитета и ГУПа встретились с работниками парка. За происходившим в зале наблюдал корреспондент «Фонтанки».
О том, что их коллега не то чтобы не виноват, но в большей степени стал жертвой обстоятельств, работники первого парка «Пассажиравтотранса» вспомнили, и не раз. На его месте мог оказаться любой из них. Причины, заставившие людей думать именно так, и стали темой обсуждения на встрече трудового коллектива с директором парка, исполняющим обязанности руководителя ГУПа Игорем Маиловым, а также первым заместителем председателя комитета по транспорту Дмитрием Знаменским.
Круг вопросов предсказуем: зарплата, условия труда, техническое состояние автобусов. Но круг этот порочен и замкнут. Фонд заработной платы предприятия жестко лимитирован, посетовал Игорь Маилов. Да и лишних денег у города особо нет — нужно приобретать новые машины. Автобус-семилетка, а именно такой и попал в ДТП, - уже «старик» для пассажирских перевозок. В «Пассажиравтотрансе» не скрывают: фактически половина машин подлежит списанию. Как рассказали «Фонтанке» в ГУПе, сейчас на балансе компании — 1523 автобуса, «из них 609 считаются самортизированными (можно списывать). В 2009 году было закуплено 46 автобусов».
Встречу с сотрудниками первого парка Дмитрий Знаменский попытался «разбавить» уже с самого начала, отойдя в обращении от официозных «коллег» к более простым «товарищам». Однако собравшиеся человек сорок — те, кто не на линии и не в мастерских — не спешили переходить на дружественный лад. Одной из причин, как оказалось впоследствии, стало и то, что чиновники простых рабочих своим вниманием в последний раз баловали лет 10 назад, да и то, успели вникнуть в ситуацию минут за пять и скрылись. Впрочем, новость о приходе новых машин явно расположила присутствующих. На все кривотолки вокруг состояния подвижного состава есть весомый ответ в размере 2,2 миллиарда рублей, которые только по одному конкурсу в этом году будут потрачены на обновление ветшающего парка (планируется впоследствии провести еще один). В пересчете на автобусы это 350-400 новых машин, фактически одна пятая для того же «Пассажиравтотранса». На вопрос одного из работников, по долгу службы отвечающего на жалобы граждан, когда ему можно будет «перестать врать» о том, что скоро будут новые автобусы, Знаменский сказал, что и не надо ничего придумывать. Конкурс на закупку машин пройдет уже на этой неделе. В крайнем случае, в середине лета машины уже будут переданы паркам.
«Престижно работать, а не сидеть на пособии» - простая истина, проповедуемая соседями из Швеции, как нельзя лучше отражает реалии российские. По единодушному мнению руководителей крупнейшего городского автобусного предприятия, кризис в некоторой степени сыграл на руку компании, позволив привлечь новые жадные до работы руки, однако фонд заработной платы оказался замороженным. С одной стороны, не было снижения выплат, однако и заманить людей серьезными заработками не получилось. Это в первую очередь касается высококлассных специалистов-ремонтников. При этом нужно было не только расширять кадры «свежей кровью», но и удерживать костяк стариков. Для них долгое время существовала система премии за выслугу лет. Максимум, что можно было получить – 85% к базовому тарифу.
Стремление «догнать и перегнать» норму оставляет водителей без выходных и возможности нормально выспаться, что в свою очередь может стать причиной ДТП. «Мы боремся за выпуск, а не приходим на работу получать удовольствие», - констатировал один из сотрудников парка Георгий Прокофьев. Своих коллег, каждый день садящихся за руль или этот руль чинящих, он называет едва ли не героями. Однако за подвиги нынче платят не так уж и много. Гонка за длинным рублем в «Пассажиравтотрансе» — дело неблагодарное, хотя, к примеру, кондукторы получают в первом парке больше, чем в других — их усредненная зарплата за прошлый год составила почти 18,5 тысяч в месяц против 17 тысяч по ГУПу. Водители же зарабатывали ежемесячно, по данным начальника финансово-экономического управления Владимира Алешковского, в среднем 28844 рубля. Тут зал несколько ожил, послышались смешки и началось обсуждение. Новую тему добавила следующая новость о повышении базового тарифа для кондукторов и ремонтников в 2 и 1,4 раза соответственно. Вопрос об увеличении зарплаты водителей пока остается приоритетным, но не решенным. Ближайшая перспектива — 2011 год.
Нынешний исполняющий обязанности генерального директора ГУП «Пассажиравтотранс» Игорь Маилов избрал в некоторой степени спорный путь отказа от превалирования премиальной части зарплаты над гарантированным окладом. Если сейчас соотношение 70% к 30%, то его планируется изменить на 60% к 40%. При этом будет отменена система премирования за выслугу лет.
Аудитория начала живо обсуждать полученную информацию, на что Дмитрий Знаменский предложил высказаться публично тех, у кого по данному поводу есть какие-то соображения. «Фонтанка», общаясь с водителями других автопарков, не раз слышала нарекания на низкую оплату, мол, можно из кожи вон лезть, но если ты новичок, то 15 тысяч — потолок. Отчасти это подтвердил и решивший ответить зампреду комитета молодой водитель. По его словам, при отработке 150 линейных часов в месяц можно рассчитывать на 15-16 тысяч, но это только при условии выполнения нормы. Максимум, на что можно рассчитывать — 21 тысяча с учетом бригадной премии. Однако в первые месяцы приходится совсем туго: правила обязывают откатать 224 часа с наставником, сидя на голом тарифе. Для сравнения - водитель с четвертьвековым стажем максимум может получить 37 тысяч. Все это не без удивления узнали и Знаменский, и Маилов.
Однако денежный вопрос напрямую увязан с другим — отсутствием запчастей и комплектующих. Фамилия Мазина, оказавшегося за рулем в злополучном рейсе 15-го маршрута 3 февраля, постоянно всплывала в обсуждениях. Как бы в оправдание своего коллеги выступила и одна из женщин-водителей. Она пришла в первый парк только год назад после учебного комбината. По ее словам, если работать строго по графику, то не получается отработать норму: машина по несколько дней простаивает в ремонте. Поэтому приходится выходить на линию в выходные дни. «Когда я шла на эту работу, я этого не знала». Чтобы получить хорошую зарплату с премией, по словам водителя, ей остается только 5 выходных в месяц. Чтобы как-то хоть выкроить время для семьи, ей самой приходится участвовать в ремонте.
После страшного ДТП на Невском появился шквал информации о техническом состоянии подвижного состава. Нашлась и дощечка, которую привязывают к педали, и неисправности по ходовой части, и отказавшие тормоза. Многие из тех, с кем довелось пообщаться корреспонденту «Фонтанки», говорили о том, что действительно на рембазах не хватает деталей. Дмитрий Знаменский сообщил, что город вложится в этом году в обновление оборудования и уж точно купит гидравлический ключ, о котором попросил в ходе встречи молодой механик.
Конкурс по закупке машин, назначенный на эту неделю, все-таки будет иметь некоторые ограничения, которые придется соблюсти. Во-первых, поддержка отечественного производителя. Во-вторых, предпочтение низкопольным моделям. Выбор не так уж велик: Лиазы и «Волжанины». Последними водители недовольны: печки выходят из строя через две недели эксплуатации, ремонт затягивается на неделю, даже при условии того, что в городе есть авторизированный сервисный центр. Все претензии назначенный после ДТП на Невском новый руководитель первого парка Сергей Ефимов попросил подробно указывать в специальных журналах. Затем уже по конкретным примерам будет идти предметный разговор с заводами.
Вновь вспомнили Юрия Мазина. Случившаяся трагедия сделала достоянием общественности тот факт, что водители работают на износ. Ситуация действительно непростая, это признают в «Пассажиравтотрансе», но не безвыходная. Государственная инспекция труда провела проверки транспортных предприятий и выявила массу нарушений. Несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха — на первом месте. Поэтому, возвращаясь к неудобным графикам и отсутствию выходных, Знаменский рассказал о том, что ГУПу «Организатор перевозок» поручено просчитать изменение режима работы, к маю расчеты будут полностью готовы. Смена при графике два через два уменьшится с 12 часов до 10, однако увеличится количество обязательных выходов на линию. Те, кто сейчас работает сутки через сутки, будут получать доплату в размере 8,5 тысяч рублей до тех пор, пока предприятие не перейдет на новый режим работы.
При упоминании ГУПа «Организатор перевозок» тон в зале сменился на явно недовольный. Накипевшее высказали сразу несколько из присутствующих. Помимо неправильно установленных знаков на остановках и неубранных подходов главным все-таки оказалось состояние автобусных станций, которые перешли из ведения парков ГУПу. В итоге ни на Александровской Ферме, ни на Белорусской, ни на Наличной отдохнуть нормально невозможно. Поэтому и так перерабатывающие водители выходят на линии еще и уставшими после перерыва.
Чего стоит только запарковать на Наличной улице автобус на время обеда — площадка вся в рытвинах и ямах, цены в кафе баснословные, а на 150 человек (водители, кондукторы не только социальных, но и коммерческих маршрутов), которые в середине дня могут одновременно собраться, там всего два туалета.
У зампреда транспортного комитета на это нашелся скорый ответ — в ближайшую пятницу, 19 марта, директор «Организатора перевозок» Владимир Михайлов как раз отправляется осматривать свои «владения».
Встреча чиновников и руководства «Пассажиравтотранса» с коллективом первого парка затянулась на два часа. Представители власти смогли лишний раз увидеть реальную ситуацию в компании, отвечающей за почти что 70 процентов социальных перевозок города, а работники этой компании узнали, что их ожидает в будущем. Результатом собрания не стали какие-то договоренности или конкретные рецепты, кроме одного — надо чаще встречаться.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»