
В галерее Anna Nova 16 апреля московско-израильский художник Хаим Сокол представляет свой проект «Близорукость / Myopia» – объекты с богатым набором намеков на искусство ХХ века, прежде всего – московский концептуализм.
Хаим Сокол в 18 лет уехал из Архангельска в Израиль, а четыре года назад вернулся, но уже в Москву. Учился в Институте проблем современного искусства, выставлялся в ряде столичных галерей, а в прошлом году оказался участником двух биеннале – в Москве и в Салониках.

Сокола привлекает многослойность, обилие смыслов, из сплетения которых возникает новое высказывание – в этом он очень близок традиции московского концептуализма, с помощью мусора, как реального, так и словесного (например, разговоры на коммунальной кухне), выражавшего глобальные идеи. Вот обычная стремянка, но на самом верху обнаруживаются детские ботиночки, будто тянущиеся ввысь за своим улетевшим владельцем, – яркий образ стремления маленького человека вырваться из равнодушного общества. Вот объявление некоей Галины, ищущей место домработницы, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что написано оно не на бумаге, а на листе железа – и характеристику «Честная, порядочная, добросовестная» в буквальном смысле не вырубишь топором.

Хаим Сокол активно задействует в своих работах понятие «палимпсест» – текст или изображение, нанесенное поверх предыдущего смытого или полустертого слоя, – так как многослойность позволяет выразить одну из самых неуловимых субстанций: а именно – время. Художник настолько уверен в своей способности поймать течение времени, что указывает его в списке материалов на этикетках, наряду с железом, пластмассой, бумагой. Отсюда и название выставки «Близорукость», подразумевающее долгое и пристальное всматривание в объект и текст, проживание времени в попытке установить контакт с искусством.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»




