2 мая в Санкт-Петербурге произойдет невиданное доселе событие – откроется четырехдневный Международный кинофорум, посвященный 65-летию Победы. О фильмах, гостях и деталях грядущего киномероприятия сегодня рассказали его организаторы. Среди тех, кто отвечал на вопросы журналистов, были режиссер Алексей Герман, ставший президентом кинофорума, ответственный за программу смотра почетный президент FIPRESCI Андрей Плахов, руководитель Санкт-Петербургского центра фестивалей и праздников Марина Фокина, а также вице-губернатор Петербурга Алла Манилова.
Еще на прошлой пресс-конференции организаторы предупреждали – четырехдневный смотр не нужно считать фестивалем. Фильмы приедут в Санкт-Петербург не для того чтобы соревноваться, а для того чтобы их смогли увидеть зрители. А посмотреть есть на что.
Откроется форум премьерным показом картины «Только не сейчас» Валерия Пендраковского – фильм сделан совместно российскими и польскими кинематографистами. И это, очевидно, не случайно: программа форума явно составлена с польским акцентом – один из важнейших ее разделов называется «Пейзаж после битвы» и открывается одноименной лентой Анджея Вайды. В другой, не менее важной, ретроспективе («Глазами Восточной Европы») заявлено сразу семь польских фильмов о Второй мировой войне (среди них классические картины Ежи Кавалеровича и Ежи Гоффмана).
Кроме того, особенный интерес представляет документальная программа: в ней можно будет увидеть фильмы поистине эпического масштаба – это «Шоа» Клода Ланцмана и «Духовные голоса» Александра Сокурова. Глубокое, изысканное, настоящее кино – едва ли скоро представится шанс снова посмотреть его на большом экране. Первая картина длится почти девять часов, вторая – без малого пять.
Собравшиеся, конечно, говорили не только о настоящем кинофорума, на который приедут более 150 иностранных и отечественных гостей (включая мировую кинематографическую элиту и экранных звезд вроде Антонио Бандераса), но и о его будущем. Организаторы искренне надеются, что форум со временем сможет стать фундаментом, на котором будет построено здание большого Петербургского кинофестиваля. Алексей Герман заявил, что существование такого кинофестиваля совершенно необходимо для того, чтобы «самый красивый город на Земле» жил и процветал. Вице-губернатор Алла Манилова выразилась более определенно. По ее словам, уже принято решение о строительстве на Васильевском острове Дворца искусств, который станет будущим фестивальным центром. И в мае будет объявлен конкурс для международных инвесторов строительства.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
О картине «Только не сейчас» – фильме открытия кинофорума
Программа кинофорума нацелена на разговор об острых вопросах истории. Один из них – проблемные взаимоотношения СССР и стран Восточной Европы, освобожденных от нацистов советскими войсками, но затем насильственно превращенных в «народные демократии» под бдительным оком советского «старшего брата». Действие картины Валерия Пендраковского и Юрия Рогозина «Только не сейчас» разворачивается в советской авиационной части, расположившейся в небольшом польском городке. А за воротами части живет своей жизнью неразговорчивое местное население: каждый вольнолюбивый поляк где-нибудь да припрятал трофейный браунинг, а девушке, осмелившейся завести разговор с советским солдатом, вслед со всех сторон несется презрительное «курва». Впрочем, тихая враждебность товарообмену не помеха: насмешливая полячка Элька, работающая на шоколадной фабрике, знакомится со срочником Шурой в надежде добыть со складов немного краски.
В титрах фильма значится – «по мотивам рассказа Войновича “Запах шоколада”». По словам режиссера Пендраковского, он наткнулся на этот рассказ по счастливой случайности. «В конце 90-х я работал над сценарием фильма “Два товарища”, и у меня на столе как раз лежала книга воспоминаний Войновича, где было шесть или восемь строчек о том, как он служил в Польше в авиационных частях механиком. И была польская девочка с шоколадной фабрики, которая, когда он убегал в самоволку, учила его искусству любви. Но каждый раз, когда доходило до дела, она говорила ему “Только не сейчас”. А ровно в тот день, когда она назначила ему ту сокровенную встречу, Войновича выслали из Польши дослуживать в Советском Союзе. Так у него ничего и не вышло, но каждый раз, когда он потом чуял запах шоколада, то вспоминал о той девчонке».
Постепенно из нескольких строчек выросла сценарная основа, финальную версию оформил Юрий Рогозин, а со съемками пообещал помочь выдающийся польский режиссер Ежи Кавалерович, который уже работал совместно с Пендраковским над фильмом «За что?» по мотивам произведений Льва Толстого. Сценарий оброс художественными подробностями, история обрела глубину, в чем-то стала напоминать знаменитую «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. Не было только денег на картину, к тому же мешали непростые дипломатические отношения России и Польши. Когда спустя десять лет проблемы наконец удалось решить, выяснилось, что в самой Польше негде снимать историческое кино: от недавней глубинки так и веяло европейским благополучием. «И тогда я вспомнил, что проходил военные сборы под Калининградом, – рассказывает Валерий Пендраковский. – И там находились места, которые напоминали Польшу послевоенного времени. Нам повезло найти замечательный городок Железнодорожный как раз недалеко от границы с Польшей. Он почти не был восстановлен. Там вроде немного и поштукатурили, и почистили, но в целом осталось ощущение ретро, того, что тут еще совсем недавно мчались танки. И по счастью, через границу, как оказалось, находится его отреставрированный близнец – некогда прусский город, стоящий на Мазурских озерах. Тут мы и сняли эпизоды, которые по сценарию происходят в современной Польше».
Глеб Борисов
«Фонтанка.ру»
Подробней о Санкт-Петербургском международном кинофоруме читайте в наших предыдущих материалах: Два фильма и один кинофорум недели, Марина Фокина: «Уговаривать никого не пришлось»
Телефон call-центра кинофорума: (812) 640-05-06
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»