20 мая в Русском музее открывается выставка Михаила Одноралова, активного участника нонконформистского движения 1960-70-х годов. Как и многие коллеги, художник обращался к опыту авангарда и модернизма начала ХХ века, также задействуя приемы концептуализма и поп-арта. В 1980 году Одноралов уехал в Нью-Йорк, нынешняя выставка – первая в России с момента его эмиграции и только что прибыла из Третьяковской галереи.
С одной стороны, Михаил Одноралов учился у Роберта Фалька и близко знал других значительных мастеров русского авангарда, с другой, состоял в Союзе художников и работал на художественном комбинате. Одноралов оказался между двух лагерей отечественного искусства и взялся продвигать свободу творчества не столько художественными, сколько политическими методами. В середине 1970-х он совместно с таким же ярым борцом Оскаром Рабиным и другими деятелями устроил несколько выставок-«квартирников». Им могли бы позавидовать многие сегодняшние музеи и галереи: 50 тысяч человек посетили три мастерские за две недели.
Самый крупный, как сказали бы сегодня, «проект» Михаила Одноралова – знаменитая выставка в Доме культуры ВДНХ в 1975 году, когда художники в качестве протеста против того, что их запихнули в экспозицию сельского хозяйства, засели высиживать яйца в огромном гнезде. Там же появилось произведение, прославившее художника, – «Пальто Одноралова», темного цвета с табличкой на груди «Руками не трогать», которое уборщица не раз порывалась утащить в гардероб.
А вот его живопись этого времени не столь авангардна, перерабатывает опыт прошлого и вся соткана из традиций Сезанна, Матисса, объединения «Бубновый валет». Чуть позже художник придумал «эквивалентное пространство», собранное из нескольких перспективных планов и отсылающее одновременно к де Кирико, Магритту и Пикассо. Эту линию он продолжил и после эмиграции, только картины сблизились с концептуализмом и поп-артом и стали холодными и статичными, а их персонажи-предметы разбежались по разным плоскостям.
Сегодня Одноралов называет себя постмодернистом и продолжает создавать свои «картины-кристаллы» – в Америке они оказались очень уместными. А вот в России его за тридцать лет забыли, и выставка возвращает отечественному искусству одно из важных имен ХХ века.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Русского музея.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»