Верховный суд России пришел к выводу, что операторы сотовой связи не вправе менять условия договоров в одностороннем порядке. Решение, принятое по жалобе петербургского абонента, на прошлой неделе вступило в законную силу. На сегодняшний день спорная оговорка есть в контрактах всех операторов, предлагающих услуги мобильной связи в Санкт-Петербурге.
Никого из операторов в Верховный суд России даже не вызывали. Они пока воздерживаются от комментариев решения. Маловероятно, что они согласятся его выполнять и учитывать мнения абонентов при изменении условий договора.
Молчание - знак согласия
Абонент «Мегафона» Роман Захаров жаловался не на сотовые компании, а на утвержденные правительством России правила, регулирующие их деятельность и призванные как раз защищать права потребителей. Они предусматривали, что «изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи».
По мнению заявителя, сотовые компании злоупотребляют этой нормой. Конклюдентными действиями (т.е. свидетельствующими о воле лица) они считают использование услуг связи после того, как оператор в одностороннем порядке поменял условия. Причем правилами пользования, например, «Мегафона» и «Вымпелкома» установлено, что если абонент не принимает измененные условия, то должен расторгнуть договор. Ни один из работающих в Санкт-Петербурге операторов не готов выполнять взятые на себя обязательства бессрочно.
Представитель заявителя Владислав Быков обращал внимание суда на неопределенность спорной нормы – операторы могут устанавливать какую угодно процедуру внесения изменений в договор и не думать при этом об абоненте и его интересах. Например, как потребитель должен уведомляться об изменениях? Чаще всего сообщения об изменении договора размещаются на сайтах оператора, но в договорах прописываются любые иные способы без каких-либо гарантий. То есть компания может поставить сообщение задним числом на некую страничку сайта или повесить объявление в одном офисе, формально исполнив требования правительственных правил. Причем на ответ абоненту отводится, как правило, от 10 до 15 дней – в этот срок он должен не только узнать об изменениях и принять решение, но еще и доставить свое заявление самому оператору и заставить его принять (что далеко не всегда так просто).
Юрист Минкомсвязи, который в Верховном суде России представлял федеральное правительство, счел доводы петербуржца надуманными. Судья и прокурор буквально засыпали его вопросами: «Как бабушка, которая пользуется телефоном, должна узнать об изменении условий? Каждый день просматривать сайт оператора?». Вразумительных ответов, по словам Владислава Быкова, услышать не удалось.
Потребитель иногда прав
Верховный суд России отклонил требования заявителя. К такому же выводу 25 мая пришла и кассационная коллегия. В то же время суд сделал очень важные выводы: «Оспариваемая норма не устанавливает возможность одностороннего изменения условий договора. Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату, а абонент вправе отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет административную ответственность», – заключил суд.
Сам заявитель не считает себя проигравшим. «Главное, что Верховный суд России разъяснил, как должны применяться Правила и какие действия операторы должны выполнять с точки зрения Гражданского кодекса РФ, – считает Владислав Быков. – Если оператор хочет изменить договор, то он должен направить письменное предложение и абонент должен его получить. Практика операторов, когда они информируют абонентов через свой сайт, очевидно противоречит закону и выводам Верховного суда России. Если оператор внес какие-то изменения, но абонент не получил соответствующее письменное уведомление об этом, то такие изменения незаконны и не должны применяться».
Сотовые компании, которым журналист «Фонтанки» направил скан вступившего в силу судебного решения, пока не пожелали его комментировать. Никто из них даже не смог предоставить информацию о количестве и существе внесенных в условия договора (правила) изменений за последний год. Юристы «Мегафона» лишь подтвердили, что введенная в действие 12 мая этого года новая редакция условий оказания услуг предусматривает публикацию уведомления об изменении договора на сайте оператора: «Если после вступления изменений в силу абонент продолжил пользоваться услугами, оказываемыми оператором, изменения считаются принятыми абонентом», – отмечают юристы компании, уверенные в законности своих действий.
Антон Одынец, «Фонтанка.ру»