В Хельсинки состоялся митинг солидарности в защиту высылаемых из Финляндии старушек: египтянки Эвелин Фадаел и россиянки Ирины Антоновой. Финская лютеранская церковь, общественная организация «Свобода передвижения», Экуменический совет и организации «Алва» и «Эммаус» собрали людей в понедельник, 31 мая, в 17:00 - в самом центре Хельсинки, у знаменитого монумента «Три кузнеца».
Несколько сотен человек собрались, чтобы выразить возмущение решением финских чиновников депортировать из страны пожилых больных женщин. Примечательно, что в основном на площадь пришли коренные финны, которые активно собирали подписи в защиту старушек. На митинг приходили целыми семьями, были и священники.
Позиция финских церквей уже многократно выражена в заявлениях и архиепископа финской лютеранской церкви Юкка Паарма и архиепископа финской православной церкви Льва. Они выражают возмущение фактом депортации пожилых женщин и полагают, как передает финская телерадиокорпорация YLE, что возможность «подождать с депортацией в разумных пределах не представляет угрозы для правовой системы Финляндии, в то время как хаотичные решения противоречат общепринятым представлениям о справедливости и духу закона».
История с Ириной Антоновой тянется уже почти два года. В 2008 году ее дочь, Наталья Кяярик, которая 20 лет назад выехала в Финляндию, забрала мать к себе из Выборга, так как Ирина Ивановна перенесла инсульт и не смогла более за собой ухаживать. К сожалению Наталья, гражданка Финляндии, не смогла оформить своей маме вид на жительство — поскольку формально, по финским законам, мать не является членом семьи своей дочери, и, с другой стороны, имел место разрыв семейных отношений 20 лет назад (когда Наталья уехала в Финляндию, выйдя замуж).
Парадокс ситуации в том, что и Наталья и ее муж Ари Лайтанен готовы содержать пожилую женщину, которая не в состоянии обходиться без посторонней помощи (чему есть заключения финских медиков) на свои собственные средства. Но, опять же формально, пожилые люди в Финляндии с наступлением старости становятся как бы «государственными», и интересы родственников в этом случае не учитываются. А государственной сделать Ирину Антонову не получается, так как смотри выше...
Практически все, включая президента Тарью Халонен, с пониманием относятся к ситуации. Наталья Кяярик сказала корреспонденту «Фонтанки.Ру», что чувствует поддержку простых финнов, церквей разных конфессий, общественных организаций. И дело, судя по всему, не в самом законе, а в возможности его толкования отдельными чиновниками в том или ином направлении.
С проблемой пожилых людей складывается достаточно парадоксальная ситуация. Главный редактор финской русскоязычной общественно-политической газеты «Спектр» Эйлина Гусатинская обратила внимание на то, что в соответствии с статьями 153 и 158 закона Финляндии об иностранцах лица, получившие финское гражданство в порядке натурализации, не могут взять к себе домой престарелых родителей, тогда как граждане ЕС имеют на это полное право. Получается, что в этом случае сами финские граждане не пользуются правами граждан Евросоюза — то есть, ими не являются. С другой стороны, внутри самой Финляндии существует проблема перемещения престарелых родителей из региона, где они жили и состарились, к детям. Что один, что другой нонсенс демонстрируют несовершенство существующего закона и необходимость его изменения.
Однако изменения в законе дело неопределенное, а что-то делать со старенькими бабушками нужно уже сейчас. Настроение собравшихся на митинге было однозначным — старушек надо оставить с родственниками, и тогда уже взяться за законодательство. Потому что конкретные люди до изменений могут просто не дожить.
Константин Ранкс,
«Фонтанка.ру»