«Мы, фракция, решили». Так отныне гордо сможет сказать о себе любой депутат регионального парламента, которого президент Медведев наделил правом создавать фракцию и выступать от ее имени. Соответствующий закон был подписан главой государства на днях. Документ изучила «Фонтанка».
Нас много, я - объединение
О том, что закон, позволяющий формировать в региональных парламентах фракции даже из одного депутата, наконец, подписан, Медведев сообщил 4 июня в ходе беседы с единороссами. Президент, в частности, официально проинформировал «медведей» о том, что завизировал несколько документов, которые «послужат дальнейшему развитию демократии и укрепляют некоторые правовые конструкции в политической жизни страны».
Напомним, еще в прошлом послании Федеральному собранию глава государства выступил с целым пакетом инициатив, направленных на поддержку малых партий: это возможность участвовать раз в год в пленарных заседаниях Госдумы, снижение проходной планки на выборах в федеральный парламент, ужесточение норм о досрочном голосовании, что и было «воплощено в жизнь».
Так, в апреле Госдума приняла законопроект, позволяющий на выборах в региональные парламенты допустить до распределения мандатов тех представителей партсписков, которые набрали более 5% голосов избирателей, но не преодолели установленный местными нормами проходной барьер. В таком случае партия получала одно депутатское кресло. Пустить оппозиционеров в парламент недавно согласился и петербургский ЗакС. И именно под такой «сценарий» прохождения в региональные парламенты и был разработан свежеподписанный президентом закон.
Впрочем, в полном смысле этого слова о человеке-фракции говорить, конечно же, не придется. Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту , это будет депутатское объединение, обладающее некоторыми чертами фракции. А именно: депутат сможет предлагать кандидатов на должности, на которые утверждает претендентов на пленарном заседании региональный парламент, выступать, получать и распространять материалы и документы.
В Петербурге удивлены, но готовы
Глава комитета по законодательству петербургского парламента Виталий Милонов заверил «Фонтанку», что необходимые изменения в регламент заседаний ЗакСа ( в котором и прописываются нормы о создании фракций и членстве в них) внесены будут.
«Это федеральное законодательство, и наше городское не должно ему противоречить. С логической точки зрения, это просто придание такому депутату более высокого статуса, чем просто парламентарий. Но, на мой взгляд, в нашем законе о птичьих правах для малых партий это и так прописано», - вздохнул он и добавил, что логически сложно понять, как один человек может быть объединением.
Главе фракции ЛДПР в горпаламенте Елене Бабич подписанный закон о «человеке-фракции» показался логичным и демократичным, хоть и напомнил странный интернетовский термин «человекопровод».
«По крайней мере, он сможет высказаться. В народе говорят, один в поле не воин. Но если у него будет яркая, активная позиция, хорошие ораторские способности, здравые мысли, то он сможет повести за собой коллег. А маленькие партии вообще очень активны»,- считает она.
Отметим, согласно регламенту петербургского ЗакСа фракция формируется из тех кандидатов, которые прошли на выборах по списку партии. При этом выйти из партии депутат может, а вот желание покинуть фракцию ему обойдется в потерю депутатского кресла. Такое нововведение появилось после 2007 года, когда выборы в горпарламент прошли впервые по партийным спискам, а до этого парламентарии могли свободно переходить из фракции в фракцию, что и делалось очень многими. Так, особо прославился своими переходами бывший эсер Алексей Тимофеев.
В свою очередь, политологи, опрошенные «Фонтанкой», к «эпохальной инициативе» президента отнеслись с юмором.
«Это продолжение тех же политических «нанореформ», как и в ситуации с 5% барьером и 7% планкой. Ведь, если набрано более 7%, то партия по логике может в том же ЗакСе претендовать на 4 мандата, а нам теперь «соблаговоляют» дать лишь 1 кресло вместо 2, которые должны быть исходя из расчета. Ну а какой реальный вес будет иметь «фракция-человек», - отметил Борис Вишневский, вспомнивший, что еще ни разу в городском парламенте при прежних, более свободных, веяниях не было фракции из одного человека. А Владимир Гельман даже не смог предположить, зачем это действительно нужно президенту, «разве что для отдания номинальной дани уважения каким-то конкретным политикам в регионах».
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру