Областной уполномоченный по правам человека Михаил Козьминых отправился в Каменку - наводить порядок в в/ч 02511. Вместе с ним в Ленинградскую область выехали и журналисты. Однако гостей ждало разочарование. Вместо предполагаемого разброда и шатания - стройные ряды подтянутых военнослужащих, в казармах — порядок, в столовой — вкусно... Даже цветы на подоконниках политы. Но если омбудсмен остался доволен увиденным, то четвертая власть никак не могла смириться и, на всякий случай, проверила на ощупь — а не гуашью ли покрыты листики на деревьях?
О том, что 138-я мотобригада была когда-то краснознаменной и даже ордена Ленина, сегодня вспоминают немногие. Гораздо чаще по отношению к войсковой части 02511 теперь звучит штамп «скандально известная». Известная суицидами срочников, побегами солдат и роковой ошибкой, унесшей жизни двух офицеров. И дело не в том, что в других армейских подразделениях подобное не случается, просто все эти ЧП были широко освещены в СМИ. Вот и сложилось у уполномоченного по правам человека в Ленобласти Михаила Козьминых представление — страшные вещи происходят в Каменке, надо бы проверить.
Сначала делегацию завезли на полигон, где тренировались бойцы разведывательного батальона. Занятия по стрельбе проходили слаженно и даже в какой-то мере образцово-показательно, в воздухе витало: «Заняты мы, а вы тут путаетесь под ногами». Помимо этого жужжала целая армия комаров, злобных и ненасытных. Отмахиваясь от кровососов, Козьминых выдернул из строя солдатика и начал с ним вести доверительную беседу под прицелами телекамер. Мол, не обижают ли тебя, сынок? Если что, ты нам скажи, мы им всем покажем. «Сынок» честно ответил, что ни о какой дедовщине слышать не слышал, но как только - так сразу сообщит омбудсмену.
С полигоном разобрались. Поехали в часть. Здесь областной УППЧ уединился с командованием округа и бригады, ему докладывали оперативную обстановку в подразделении, общее положение дел и численность войск. На эту встречу журналистов не пустили, как-никак секретные данные. Четвертая власть, около часа прокормив комаров впустую, уговорила пресс-службу ЛенВО завернуть на плац, где шла строевая подготовка. На площади воинское приветствие, команды «Смирно» и «Головные уборы снять-надеть» отрабатывали новобранцы, прибывшие в расположение части всего пять дней назад. Для контраста журналисты выбрали двух военнослужащих: уроженца Дагестана Загира Омарова и бывшего студента петербургского ФИНЭКа Игоря Гусева. Оба в голос заверили, что за неделю их никто не унизил, не побил, напротив, отношение весьма и весьма душевное. Единственные, кто по-настоящему злобен и натурально пьет кровь, так это комары. На родине рядового Омарова таких не водится.
Это было явно не то, на что рассчитывали представители СМИ, но и потом, без телекамер, военнослужащие как один твердили о сугубо уставных взаимоотношениях. Офицеры же в доверительной беседе рассказывали, что обидеть солдата теперь себе дороже. В отличие от командиров рядовой теперь защищен так, что повысишь на него голос, и он уже бежит жаловаться. Канули в Лету все существовавшие ранее меры воздействия на военнослужащего, отказывающегося выполнять приказы. На гауптвахту не посадишь, подзатыльника не дашь, заставишь отжиматься сверх нормы или лишние пару километров пробежать, сразу поднимут крик «солдатские матери»: унижение, нарушение прав человека. Но если на 18-летнего новобранца с его «неокрепшей психикой» еще можно воздействовать воспитательными методами (написать, например, письмо родителям), то что делать с 30-летним рядовым, который может появиться в части, если Минобороны воплотит в жизнь свои идеи, неизвестно.
Не удалось найти компромата и в казармах, которые даже уже этим словом не называются. «Общежитие» - не иначе. Каждая комната рассчитана на 3-4 человека, обстановка скромная, армейская, но чисто-опрятно. В связи с новыми веяниями новобранцев селят отдельно от старослужащих, и, уж тем более, от контрактников, которых, к слову, осталось в части совсем немного. По приказу Минобороны заключение новых контрактов и продление старых временно приостановлено. По словам офицеров, сейчас они вынуждены отказывать многим военнослужащим, которые после службы по призыву хотели бы остаться в бригаде, так как на гражданке работы нет. Офицерское жилье значительно комфортабельнее, на каждую семью блок-секция из двух комнат, кухни, а также ванная и туалет. Жены и дети военнослужащих живут в общежитии в ожидании положенной по закону квартиры.
В столовой солдат, чистящих картошку, не оказалось. Всю организацию питания (готовку, мытье посуды, раздачу) взяла на себя частная организация, у которой заключен контракт с военными. Как рассказали Козьминых, 20% новобранцев пополняют вооруженные ряды бригады с дефицитом веса. Но, судя по объему обеденных порций (испытано на себе - вкусно), этот недостаток устранен будет быстро. После сытного обеда очень хочется поспать, военнослужащие пока этой радости лишены, но уже в скором времени, уверили журналистов, послеобеденный отдых появится в распорядке дня. Пока же в нем только одна поблажка — подъем на полчаса позже, в 6:30. Затем умывание, зарядка, утренний осмотр, завтрак, занятия до 14:00, обед, снова занятия, ужин в 19:00, вечерняя прогулка и отбой в 22:00. В случае же тревоги дается ровно 50 секунд, чтобы убыть в район формирования колонн.
Омбудсмен Михаил Козьминых своим визитом в Каменку остался доволен. «Я могу быть спокоен за солдат, которые здесь служат, - заявил журналистам уполномоченный, - объективно условия проживания и питания на уровне. Конечно, нужны изменения, связанные с воспитанием солдат. Молодые солдаты здесь всего неделю, но уже знают – дедовщины в армии нет! По крайней мере, в войсковой части 02511». Тем не менее, на всякий случай гость договорился с командованием бригады, что номер телефона его приемной будет указан во всех казармах. Военные, в свою очередь, готовы к взаимодействию, но надеются, что чрезвычайных поводов больше не будет. Как рассказал «Фонтанке» замкомандующего ЛенВО по воспитательной работе Павел Препелица, наблюдается положительная динамика в 138-й мотострелковой бригаде: здесь значительно снизилось число преступлений. Так, за 5 месяцев 2010 года возбуждено всего 4 уголовных дела по факту неуставных взаимоотношений. При этом речь идет о подзатыльниках и затрещинах. А вот за аналогичный период 2009 года было зарегистрировано 7 подобных уголовных дел, и в них уже фигурировали сломанные челюсти, то есть, более тяжкие последствия.
Положительную динамику Препелица связывает с приходом новых людей с иными методами работы. В частности, сам замкомандующего округа вступил в должность в начале года (ранее служил в СКВО), две недели назад в 138-ю бригаду прибыл новый командир Дмитрий Яшин — это опытный военный, командовавший полками в Сибири и Забайкалье, его последнее место службы — 1 стрелковая бригада охраны в Москве. Его первым помощником в Каменке назначен Владимир Румянцев, окончивший военную академию имени Фрунзе. Прибыло пополнение и на другие места, ставшие вакантными после того, как приказом министра обороны часть была практически обезглавлена. Обсуждать судьбу своих предшественников они категорически отказываются, тем более, не исключено, что часть из них вернется. Военный суд первой инстанции восстановил в должности пятерых из восьми уволенных офицеров. "Старые" офицеры о своем прежнем командовании также говорят неохотно, а вот о новом комбриге отзываются без телекамер и не для протокола, поднимая большой палец правой руки.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»