
Докеры морского порта Петербурга готовы к массовым акциям протеста. Причина — нежелание руководства компании изменить коллективный договор и прописать в нем прозрачную схему индексации зарплат. Правда, пока сотрудники порта пытаются договориться с работодателями без применения крайних мер.
С 23 по 25 июня в Петербурге пройдет конференция работников морпорта, на которой они выдвинут требования по изменению коллективного договора. Докеры говорят, что не стремятся к заоблачным зарплатам, они требуют лишь повышения уровня реального содержания оплаты труда. То есть индексации в соответствии с уровнем роста индекса потребительских цен. Точно такие же требования выдвигают и работники ОАО «Морской порт Туапсе» (принадлежит той же компании, что и петербургский морской порт).
«Сейчас многие не индексируют зарплаты под прикрытием кризиса, однако цены на нефть и журнал Forbes показали, что даже он не смог помешать руководителям компаний удвоить свое состояние», - говорит председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, член общественной палаты Сергей Вострецов. По словам председателя Российского профсоюза докеров Василия Козаренко, анализ ситуации, сложившейся в последние 5 лет, показал, что к коллективным действиям прибегают лишь работники двух российских портов — Петербурга и Туапсе. «Такого не было даже на Дальнем Востоке, там за последние 9 лет проблем не возникало», - отметил он.
Докеры ОАО «Морской порт Туапсе» борются за свои права на протяжении нескольких лет. В 2007 году там уже проводились забастовки, после чего зарплата повысилась на 26,5 %, сейчас она в среднем составляет около 27 тысяч рублей. Однако механизм индексации, по словам председателя профкома докеров Эдуарда Журавлева, так и не был прописан. В итоге буквально через два года вновь пришлось вернуться к тому же вопросу. В результате многократных переговоров в мае 2009 года работники и руководители предприятия подписали протокол разногласий.
В петербургском морском порту индексация была проведена в 2009 году — сейчас средняя зарплата составляет 39 — 40 тысяч рублей. Однако, по мнению докеров, прошлогодней индексации недостаточно: работодатель пошел на увеличение зарплаты на 5 %, тогда как уровень роста индекса потребительских цен по городу составляет 8,5 %. Здесь тоже удалось договориться о подписании протокола разногласий. В ближайшее время, согласно Трудовому кодексу России, пройдут конференции по выдвижению требований, на которых документально пропишут необходимость ежеквартального повышения зарплат в соответствии с индексом роста потребительских цен и, возможно, ежегодную прибавку к зарплате в 5 %.
«Пока не будет прописан механизм индексации, наше государство будет феодальным. Работодатель будет действовать по принципу: хочу — дам, хочу — не дам», - считает Сергей Вострецов. Отметим, что после выдвижения требований докеров, у руководителей портов будет три дня на ответ. Если он окажется положительным, ситуация разрешится. Если нет, то создадут примирительную комиссию. И уже от ее работы будет зависеть дальнейшая работа портов и начало проведения акций протеста. «Мы готовы к любым действиям, в том числе и массовым забастовкам», - говорят докеры.
Для справки:
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» входит в состав голландской компании Universal Cargo Logistics Holding BV, которая принадлежит основному владельцу «Новолипецкого металлургического комбината» Владимиру Лисину. UCLH объединяет транспортные активы: 97% — ОАО «Морской торговый порт «Санкт-Петербург», 64,4% — ОАО «Таганрогский морской торговый порт», 69,4% — ОАО «Туапсинский морской торговый порт», 100% — ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» (Усть-Луга). Грузооборот холдинга составляет около 35 млн тонн.
В 2007 году докеры морпорта уже бастовали. Тогда в акции простеста, продлившейся несколько дней, принимали участие около 500 человек. От забастовки во многом пострадали владельцы грузов, которым приходилось самостоятельно искать рабочих для разгрузки. В связи с забастовкой докеров в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» объем грузоперевозок снизился на 30-50%.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру