Губернатор пострадавшей от нашествия саранчи Астраханской области Александр Жилкин предлагает создавать из насекомых продукты и снабжать ими общепиты Петербурга и Москвы. Свою идею Жилкин изложил в собственном блоге. Меж тем, городские рестораторы сомневаются в прибыльности такого бизнеса. А лидер питерских эсеров Олег Нилов и вовсе предложил «креативному руководителю» экспортировать в первую очередь себя.
Как написал в своем блоге 28-го июня губернатор Астраханской области, ежегодно из её бюджета выделяются миллионы рублей на борьбу с саранчой. В связи с этим у Александра Жилкина родилась идея «сделать её прибыльным делом». Он отметил, что «десятки стран в мире употребляют саранчу в пищу».
«Организовать, к примеру, бизнес по заготовке саранчи: сушить, солить, морозить и экспортировать или в тайские и китайские рестораны в Питере и Москве отправлять?» — делится планами он, удивляясь сам же: «вот это задвинул идею».
«Но уже просто в этом году достала (саранча. - Ред.), да и вообще, из самой, на первый взгляд, сумасшедшей идеи рождаются оригинальные решения», - оправдывается он.
Впрочем, инновационное предложение от астраханского управленца пока не нашло понимания среди питерских рестораторов, которые экзотике предпочитают «адаптированную кухню для всех». У совладельца ресторанов «Карл и Фридрих» и «Русская рыбалка» Михаила Фейгельмана предложение Жилкина вызвало улыбку. И дело вовсе не во вкусовых качествах саранчи, известной, к слову, своей питательностью.
«Заготовить довольно легко, вопрос в другом — как её продавать. Питаться саранчой способны только экстремалы, - отметил Фейгельман. - Маркетинговых исследований никто не проводил. Можно, конечно, запустить рекламную кампанию и преподнести саранчу как полезный и вкусный продукт. Однако, думаю, если я включу подобное экзотическое блюдо в меню, то за год продам максимум две-три порции. Хотя... суши когда-то тоже считалось экстремальным блюдом... Но должно пройти немало времени, прежде чем люди привыкнут».
Бизнесмен рекомендовал чиновнику обратить свой взор на корейский рынок. «Наладить поставки туда будет логичнее», - добавил он.
Товаровед ресторана «Небо» Елена Иванова также со скепсисом смотрит на инициативу губернатора, категорично заявляя: «Очереди за саранчой выстраиваться не будут». «В России есть насекомых, крыс и мышей не позволяет менталитет. Насекомые — для тех, у кого изощренная фантазия».
На помощь руководителю Астраханской области готовы прийти справочные материалы, подтверждающие приверженность жителей Востока к некоторым видам саранчи, которые употребляются в пищу и даже считаются лакомым кушаньем, особенно, если хорошо приготовлены.
Так, например, бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем, как отмечается в кулинарной книге, в общем-то, вкус ее противен и питательность незначительна. Саранчой питался и Иоанн Креститель в пустыне. О том, что древние ценили саранчу как вкусное кушанье, свидетельствуют резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды и цветы, находятся несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.
Но Питер — не Восток, поэтому «насекомоядных» здесь немного. Откровенно говоря, нет вовсе. Рестораны тайской и китайской кухни максимум, чем могут угостить любителя экзотики, так это лягушачьими лапками. «Фонтанка» обзвонила несколько петербургских заведений общепита с одним вопросом: «Саранчой накормите?».
«Мы не кормим ни акулами, ни обезьянами, ни саранчой. Кроме того, на них нет покупательского спроса. Даже кроликов не готовим, - расстроили нас в ресторане азиатской кухни «Плантатор». - У нас достаточно адаптированная кухня, то есть ровно то, что едят все».
«Нет, в нашем меню нет саранчи. К тому же мы не умеем её готовить. Если нам предложат закупать насекомых, мы не будем их заказывать», - без особого энтузиазма отреагировали на инициативу Жилкина в Blow Up.
Не нашлось место любимице губернатора и в ресторане тайской кухни “Мопс”, где готовят «без излишеств и без насекомых».
«У нас простая тайская кухня. Есть острые блюда, холодные закуски, супы, салаты. Всё это, разумеется, без саранчи. У нас она не востребована. Из экзотики мы подаем только лягушачьи лапки», - отметили петербургские «тайцы».
Отсутствием спроса объяснили свое нежелание откликнуться на предложение Жилкина и в «Китайском дворе». «Насекомые у нас не востребованы. К нам в основном приходят люди, отдающие предпочтение мясу, курице и рыбе», - по-европейски лаконично ответили в «Харбине».
Не понял астраханского губернатора и депутат петербургского ЗакСа Олег Нилов, посоветовавший высокопоставленному чиновнику заняться экспортом мусора. «У нас он валяется под ногами, а где-то мусор — источник дохода, - язвительно заметил он. - Вместо того чтобы заняться реальными делами - уборкой на худой конец, Жилкин выдумывает какие-то непонятные способы обогащения. Если доводить до абсурда, то можно и саранчу экспортировать, и себя самого. Вот Европа и так завозит к нам ядерные отходы, а если вот такие Жилкины доберутся до власти на федеральном уровне, думаю, мы будем питаться опарышами и жить в заваленной ядерными отходами стране».
В защиту Александра Жилкина заметим, что несмотря на общепризнанные питательные свойства, саранча действительно является вредителем сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Это насекомое способно преодолевать большие расстояния. Стая саранчи в поисках пищи уничтожает на своем пути все посевы и растительность. На территории Астраханской области более месяца - с 25 мая сохраняется режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием саранчи. Она угрожает уничтожить около 50 тысяч гектаров посевов сельскохозяйственных культур.
Тактика уничтожения взрослой саранчи химическими препаратами неэффективна, так как особи умирают через несколько дней после отравления, успевая нанести значительный урон окружающей растительности. Единственным действенным способом избежать нашествия саранчи в следующем году является уничтожение отложенных в почву яиц. Опустошительные нашествия саранчи упоминаются и в древнейших текстах - так, саранча названа одной из семи казней египетских.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"