Утихнувший было «шпионский скандал» пошел на вторую волну. Информация о том, 12-й обнаруженный в Америке "посланник Родины" закончил питерский Политех, подлила масла в огонь. Стопроцентных доказательств того, что Алексей Каретников занимался в стране больших возможностей именно шпионской деятельностью, нет даже у самих американских спецслужб. «Фонтанка» же, изучив окружение депортированного, пришла к выводу, что у петербуржца было мало шансов выбрать себе профессию, не связанную с разведкой.
Об аресте и депортации 12-го подозреваемого в шпионаже в пользу России стало известно накануне из зарубежных СМИ. В частности, в публикации The Washington Post называется имя Алексея Каретникова, который приехал в США в октябре прошлого года, поселился в окрестностях Сиэтла и работал в компании Microsoft тестером программного обеспечения. Издание ссылается на высокопоставленного источника, по данным которого Каретников был задержан по подозрению в нарушении иммиграционного законодательства, так как не собрано достаточно доказательств для предъявления ему обвинений в преступной деятельности. Причем ФБР следило за подозреваемым почти с самого приезда. Решение о депортации было принято американским судом в понедельник. Представитель министерства национальной безопасности США сообщил журналистам, что Каретников признал, что находится в стране незаконно и согласился на выдворение при условии, что не будет подвергнут судебному преследованию.
Благодаря работе российских журналистов стало известно, что Алексей Каретников в 2009 году закончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. В альма-матер эту информацию «Фонтанке» не подтвердили, заявив поначалу, что не располагают такими данными. Однако в дальнейшем разговоре признались, что даже не пытались искать выпускника в своих архивах, так как существующий закон «О персональных данных» не позволяет им говорить на эту тему. Зато в питерской компании «НеоБИТ» подтвердили, что Каретников работал у них на той же позиции тестера, что и в "Майкрософте". Правда, на вопрос, с какого времени и как долго, туманно сообщили, что давно - «благо законодательство не запрещает работать с 18 лет». Как заявляется на сайте самой фирмы, ООО «Компания «НеоБИТ» трудится в сфере информационной безопасности и действует в интересах ряда министерств и ведомств, на первых позициях среди которых стоят ФСБ и Минобороны.
Примечательно, что, по некоторым данным, среди учредителей «НеоБИТа», образованного в 2007 году, числится некое ООО «Политсиб», которое зарегистрировано по адресу Политеха, а его учредителем выступает Сергей Марков — директор вузовского научно-производственного комплекса.
Вот в такой обстановке и работал Алексей Каретников, до тех пор, по всей видимости, пока определенные обстоятельства не вынудили его покинуть родину и обосноваться в Америке. Был ли петербуржец на самом деле шпионом, или он просто попал «под замес», вряд ли мы узнаем в ближайшие (по меньшей мере) 30 лет. Однако родословная Каретникова такова, что он вполне мог примерить на себя статус разведчика. Его мама — коренная ленинградка — трудится в Институте высокомолекулярных соединений Российской академии наук. А отец и вовсе сотрудник силового ведомства: как оказалось, в картотеке паспортного стола у него стоит пометка «спец. учет». Как правило, такие обозначения ставятся, если речь идет о сотрудниках Федеральной службы безопасности.
«Фонтанка» попыталась связаться с родственниками Алексея Каретникова, однако по телефону квартиры, где прописаны его жена и мать, заявили, что хоть это жилье и принадлежит Каретниковым, названные имена они слышат впервые. Аналогичная ситуация повторилась и с местом регистрации отца Алексея. Мужчина, представившийся Виктором Ивановичем Каретниковым, уверил корреспондента «Фонтанки», что имя Алексей он слышит впервые и «наверняка что-то перепутали в паспортном столе». Спрашивать в такой ситуации про «славянский шкаф» журналисту показалось неуместным.
Напомним, «шпионский скандал» разгорелся 28 июня, сразу после отъезда с Североамериканского континента президента России Дмитрия Медведева. Утром этого дня 11 человек по решению суда Южного округа Нью-Йорка были арестованы. Как позже сообщало ФБР, слежка за "шпионской сетью" велась на протяжении 10 лет. Важно отметить, что арестованным в Америке «россиянам» были предъявлены относительно несерьезные обвинения — в нарушении правил деятельности представителей иностранных государств в США. В соответствии с действующим законодательством они должны были официально зарегистрироваться в американском минюсте. Нарушение правил грозило им пятилетним сроком, еще по 20 лет могло быть назначено за отмывание незаконно полученных денег. Однако вместо этого «агентов» обменяли на четверых заключенных, которые были осуждены в России за шпионаж в пользу Америки.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»