Широкий прокат в основном сосредоточен на мегаломанской фантазии Кристофера Нолана «Начало» с Леонардо Ди Каприо в главной роли и детсадовских «Необычайных приключениях Адель» от Люка Бессона. Любителям «кино не для всех» имеет смысл поинтересоваться «Лурдом» Джессики Хауснер.
Начало / Inception
«Начало», хоть и называется в российском прокате почти как первый «Бэтмен», ничего общего с тем фильмом, кроме разве что фамилии режиссера-постановщика в титрах, не имеет. Хотя режиссер в данном случае не такая уж незаметная величина. Да, это тоже опус Кристофера Нолана, а это значит, что разворачивающееся перед зрителем кинополотно будет по-хорошему пафосным, мускулистым, прокаченным эффектами бодрячком. В случае с «Началом» еще и сюжет навевает приятные филип-диковские или гибсоновские ассоциации. В центре истории парень, промышляющий производственным шпионажем, причем необходимую ему секретную информацию он черпает, подключаясь напрямую к чужому мозгу, как в «Матрице», «Джонни-мнемонике» и десятке других фильмов. Впрочем, последнее задание Кобба (так зовут высокооплачиваемого агента, которого играет Леонардо Ди Каприо) не вытянуть секретные сведения, а вложить сумасбродные идеи в чужую голову.
Путешествие по чужим сознаниям и персональным мирам у Нолана вышло, что и говорить, впечатляющее – рушатся мегаполисы, люди летят в тартарары вперемешку с коврами, а пространство и время встают дыбом... Иностранные рецензенты, захлебываясь от восторга, сравнивают Нолана со Стэнли Кубриком – что ж, это их право. Мы же скажем, что Нолан, который никак не может забыть ту пору, когда он всё еще был «кинематографическим автором», а не режиссером «Темного рыцаря», хочет открутить назад тот успех, нажимая на все визионерские кнопки подряд, и иногда получается колоссальная какофония. Замах, конечно, на рубль: Ди Каприо хмурится, люстра дрожит, многоэтажка ходит ходуном, лифт совершает непредсказуемый маневр…
Официальный сайт фильма
Смотреть с 21 июля практически везде
Необычайные приключения Адель / Les aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec
Патентованный сказочник, искренне склоняющийся к легким кинематографическим формам и знающий, в общем-то, в них толк, Люк Бессон, кажется, обречен вновь огрести оплеуху непонимания от зрителя, который по каким-то своим личным причинам считает себя «продвинутым». Зритель кричит: «Давай “Леона”, давай “Никиту”!!!», а Бессон выкатывает минипутов одного за другим, резвится c черно-белыми мелодрамами про ангелов и вообще ведет себя, как ему в голову взбредет. Позавидуем свободе большого художника, ибо «Необычайные приключения Адель» – еще одно ее проявление. Несуразный в своей детсадовской игривости комикс про кокетливую журналистку-авантюристку в шляпке и с мушкой, которая (не мушка, журналистка!) откапывает из гробницы давненько усопшего египетского фараона и еще летает иногда на птеродактиле, вообще-то не должен никого удивлять. Хохмить над Бессоном себе дороже, ведь аудитории десятилетних, к которой обращается режиссер, нет никакого дела до вторичности фильма или его оголтелой бессвязности. Птеродактиль летит – хорошо!
Официальный сайт фильма
Смотреть с 22 июля практически везде
Лурд / Lourdes
Прикованная к инвалидной коляске жертва рассеянного склероза Кристина (Сильви Тестю) совершает паломничество в Лурд, где обнаруживает примерно то же самое, что приехавший в Рим и изменивший после этого отношение к католической вере Лютер. Рекламные поездки по святым местам, мироточащие мощи на продажу, бесчисленные реликвии и целебные ванны святой воды. В общем, на месте последнего явления Богородицы процветает церковный бизнес во всей своей циничной красе. Кристин, как, впрочем, и режиссер Джессика Хауснер, не Лютер и принимает всё с тихой покорностью настоящего туриста, спокойно наслаждающегося местом, в которое занесли его собственная фантазия и туристический агент. По мнению Кристин, Лурд городишко так себе. Не Рим, конечно – культурная история бедновата, – но пожить можно. Этот бытовой скепсис не помешает Кристине на третий день подняться с инвалидного кресла. Кто виноват в чудесном исцелении, похоже, не знает ни сама Кристин, ни австрийская режиссерша, вольно интерпретирующая антиклерикальный роман Эмиля Золя. Версии, которые приходится выдвигать зрителю, не выдерживают никакой критики – то ли коляска Кристин стояла ближе всех к алтарю, то ли причиной всему самоотверженный аскетизм героини. А может, и вовсе не было никакого чуда? Иногда не стоит опускаться до объяснений.
Официальный сайт фильма
Смотреть с 23 июля в Доме кино
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
Фото и видео: Warner Bros. Pictures, Europa Corp., Coop 99.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»