В Пикалево вновь заговорили о возможной остановке производства. В этот раз «яблоком раздора» стал объем поставок сырья между «БазэлЦементом» и «Пикалевским цементом». Первая компания уже понесла потери в размере 100 млн рублей и прогнозирует в связи с этим рост социальной напряженности в регионе. Спасти, как всегда, может всех только Путин.
Как сообщила в пятницу, 30 июля, 47News пресс-секретарь ООО «БазэлЦемент» Светлана Андреева, ее компания накануне обратилась с письмом в Минпромторг РФ с просьбой повлиять на выполнение «Пикалевским цементом» договоренностей, которые были достигнуты в 2009 году при участии правительства РФ и оперативного штаба по восстановлению Пикалевского производственного комплекса.
В частности, компания «БазэлЦемент» просит правительство РФ принять меры по недопущению «дестабилизации обстановки» в Пикалево и обеспокоена «складывающейся в производственном комплексе ситуацией».
Проблема, как утверждают в структуре Олега Дерипаски, в том, что «Пикалевский цемент», ссылаясь на ограниченность рынка сбыта конечной продукции – цемента, а также на частые поломки оборудования, с января этого года «планомерно снижает закупки белитового шлама».
Так, по данным Андреевой, в январе 2010 года снижение закупок уже составило 10%, в феврале – уже 16%, в марте – 27%, в апреле – 30%, в мае – 17,5%, в июне – 19%.
«Таким образом, за 7 месяцев 2010 года «Пикалевский цемент» не выбрал более 116 тысяч тонн продукции, то есть более 20% от годовых объемов закупок, указанных в договоре (1,08 миллиона тонн).И аварии, и невыборка шлама - результат намеренного сворачивания деятельности «Евроцемент групп» в Пикалево. Заморозка производства на ЗАО «Пикалевский цемент» ведет к нехватке оборотных средств, что не позволяет предприятию вкладывать средства на поддержание производства в должном состоянии. Все это приводит к невыполнению «Пикалевским цементом» взятых на себя обязательств перед другими участниками пикалевской цепочки», - заявляет Андреева. При этом, по информации компании, за 1 полугодие 2010 года спрос на цементную продукцию существенно вырос, как и ее стоимость.
Сейчас, как говорят в пресс-службе компании, весь нереализованный шлам «БазэлЦемент-Пикалево» вынуждено складировать на шламовом поле: с начала года туда отправлено 52% произведенной для «Пикалевского цемента» продукции. Ее контрактная стоимость ( собственно потери) – более 100 миллионов рублей. «Это прямые убытки «БазэлЦемент-Пикалево», - отмечают в компании.
В пресс-службе добавляют, что высокие темпы заполнения шламохранилища уже создали аварийную ситуацию и привели к необходимости снижения объемов производства глиноземного завода, что, в свою очередь, ставит под угрозу срыва контрактные обязательства «БазэлЦемент-Пикалево» перед другими участниками цепочки. Так, снижаются объемы поставок карбонатного раствора в адрес ЗАО «Пикалевская сода» и объемы закупок нефелинового концентрата у ОАО «Апатит».
«Все это влечет за собой штрафные санкции со стороны контрагентов и ведет к дополнительным убыткам «БазэлЦемент-Пикалево»,- отмечают в пресс-службе.
Отметим и то, что как писал ранее 47 news, 28 июля в результате аварии на заводе «Пикалевский цемент» в очередной раз сократились объемы закупок белитового шлама у «БазэлЦемент-Пикалево» – теперь уже на 82%. Из-за быстрого накопления шлама на шламовом поле, куда приходится свозить сырье, в «БазэлЦемент-Пикалево» вынуждены были и остановить одну из шести печей. «В случае, если критическая ситуация решена не будет, неизбежна остановка комплекса и возникновение социальной напряженности», - заявляли тогда в компании «БазэлЦемент».
Между тем, также в пятницу, 30 июля, в СМИ появилась информация, что производство на «Пикалевском цементе» в настоящее время вообще остановлено полностью. http://www.baltinfo.ru/news/Pikalevskii-tcement-polnostyu-ostanovil-proizvodstvo-155299. Так, по словам главы предприятия Андрея Земцова, Бокситогорский район из-за прошедшей грозы полностью остался без электроэнергии, из-за чего и произошла остановка.
«Перспектива непонятна, когда завод заработает – неизвестно», - цитируют его слова СМИ. При этом Земцов подчеркнул, что проблемы на предприятии появились не вчера. Так, сокращение закупок началось со среды. Закупки сырья , по его данным, действительно уменьшены на 70%.
Источник в Мипромторге на условиях анонимности подтвердил «Фонтанке», что письмо от «БазэлЦемента» было принято к рассмотрению, и теперь в «ведомстве» активно работают над тем, чтобы наладить потребление и не допустить остановки производства. Впрочем, есть в письме, как честно признались корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе ООО «БазэлЦемент», и еще один пункт. Это предложение повысить для «Пикалевского цемента» цену шлама на 36% (до 545 руб. за 1 т), либо зафиксировать ежемесячный платеж вне зависимости от выбранного объема. Делается это для компенсации уже понесенных убытков.
А вот в «Евроцемент групп», куда входит обвиненный во всех грехах «Пикалевский цемент», заявлениям «БазэлЦемента» оказались очень удивлены и назвали их не соответствующими действительности.
«Объемы полностью соответствуют тем, что заложены в договорах. Там предусмотрена возможность отклонения от объемов поставок на 10%. Так вот, по данным, которые предоставил нам генеральный директор «Пикалевского цемента» Андрей Земцов, предприятие по невыборке белитового шлама укладывается в обозначенные контрактом 10%»,- заявила «Фонтанке» начальник PR-отдела компании Елена Рудовская, добавившая, что «руководство группы компаний в курсе событий, и график закупок уже составлен».
Закупки же, остановленные исключительно из-за аварии, хотят возобновить через неделю.
Напомним, что в далеком теперь уже 2008 году конфликт в Пикалево, прославившегося на всю страну, начал развиваться именно с «Пикалевского цемента» и остановки производства на нем. В ноябре 2008 года на заводе были прекращены поставки нефелинового шлама с соседнего предприятия - "Пикалевского глиноземного завода". В феврале 2009 года встал сам ПГЗ (как утверждали тогда владельцы завода - компания "БазэлЦемент" - причиной этому стала высокая цена на сырье для глинозема - нефелиновую руду). Это повлекло за собой и закрытие "Метахима", который закупал у ПГЗ карбонатный раствор для производства соды и поташа. При этом и из уст производственников, и из уст экспертов постоянно звучали слова о нерентабельности производств, цена на продукцию которых в разы выше импортной. В свою очередь, региональные власти на протяжении всего этого времени постоянно заявляли, что следят за ситуацией, а губернатор региона Валерий Сердюков ездил в Москву и докладывал о ситуации в Пикалево президенту. Несмотря на все это, по данным на 1 июня 2009 года, в городке с населением в 22 тысячи человек 1070 официально числились безработными, а долги по зарплате превысили 41 миллион рублей. В итоге 2 июня около 200 пикалевцев перекрыли федеральную трассу.
4 июня в Пикалево прибыл премьер-министр Путин, буквально заставивший насильно Олега Дерипаску, главу «Базэла», подписать необходимые документы по возобновлению поставок. После долгих мытарств, взаимных препирательств и разбирательств между собой об условиях и гарантиях рентабельности производства, в декабре 2010 года они все-таки подписали договоры о поставках на 2010 год. И тоже тогда не обошлось без «второго пришествия Путина», правда, виртуального. Тогда в декабре 2009 на своей ежегодной видеоконференции он опять пообщался с пикалевцами. Путин заверил, что если обстановка потребует - он приедет. И буквально пару часов спустя выяснилось, что и виртуальный "визит" премьера в Пикалево сотворил чудеса: стало известно о контрактах сроком на год.
В декабрьских контрактах цены на сырье были ощутимо снижены - для всех предприятий-участников производственного комплекса. Таким образом, стоимость нефелинового концентрата, поставляемого с «Апатита» («Фосагро») на "БазэлЦемент-Пикалево" составила 620 рублей за тонну (ранее действовала цена 850 рублей за тонну); стоимость белитового шлама для «Пикалевского цемента» («Евроцемент групп»), поставляемого с «БазэлЦемент-Пикалево» равна 400 рублей за тонну (ранее - 520 рублей, стоимость одного кубометра карбонатного раствора, поставляемого с «БазэлЦемент-Пикалево» для «Метахима» равна 900 рублей (ранее -1050 рублей).
И еще тогда, практически сразу же после подписания бумаг, некоторые эксперты полагали, что обязательства будут нарушены.
Светлана Коваленко,
"Фонтанка.ру"