Мирный жаркий вечер 29 июля ничем не отличался от всех предыдущих. Что разбушевавшаяся стихия натворила в Сосново, какие паникерские слухи распространялись среди дачников и где видели сотрудников МЧС - рассказ очевидца из эпицентра урагана - Приозерского района Ленобласти.
На следующий день после торнадо русский лес наполнен гулом бензопил – все у кого есть, столь нужный в российском хозяйстве инструмент, вышли на спасательные работы. А начиналось все так красиво.
Смерч или торнадо?
Ураган, смерч или торнадо, называйте как хотите, всегда обрушивается внезапно, только мы в наших широтах об этом не знали. Мирный жаркий вечер 29 июля ничем не отличался от всех предыдущих. Да, были предупреждения в Сети о том, что самое интересное погода покажет Москве именно в этот вечер, что на Белоруссию уже обрушилась месячная норма осадков и приближается европейский циклон, который вступит в бой с сибирским антициклоном, который морил нас жарой уже второй месяц. Так то в Москве, а нас ни о чем не предупреждали, и у нас все начиналось красиво.
Сразу после 11 вечера началось небесное представление, небосвод перечеркнула яркая белая полоса, разделяющая темно-фиолетовое облако и нежную голубизну остального пространства. Порывы ветра становились все резче – так в жару это просто удовольствие. Тучи подсвечивали сполохи молний, грохотал гром и в голову лезли красивые мысли о том, то такие вот зрелища и побудили древних греков сочинять свои мифы и легенды про битвы титанов и гигантов.
Через минуту резко стемнело, вместе с очередным порывом ветра погасло электричество – везде, в воздух взметнулись листы шифера и металла и было уже не до красивых древнегреческих размышлений. Ураган сметал на своем пути все, что может лететь и ломал все, что можно сломать. Сила ветра впечатывала осколки шифера в бревна построек, ломала низенькие яблони и вишни, переносила садовую мебель на весьма отдаленные участки.
Вероятно, эпицентр урагана был метрах в тридцати над землей: больше всего пострадали бетонные столбы линий электропередач и вековые сосны – их буквально выдирало с корнем, а более низкие собратья устояли и выжили.
Дурацкие советские требования к садоводствам о вырубке всех высоких деревьев – оказались весьма разумными с точки зрения торнадоустойчивости. Старые дачные поселки, где сосны на участках берегли и холили, разрушены куда серьезнее – раздавленные огромными деревьями машины и коттеджи встречаются сплошь и рядом. Попадаются и обрушенные, скрученные в узел бетонные столбы. Хуже всех, было тем, кого ураган застал в лесу – деревья валились прямо на них, хорошо лес был (я подчеркиваю - был) довольно густой, и падающие деревья задерживали в пространстве их выстоявшие собратья, так что большинство сумело добежать до шоссе и поселков. Это к утру лесные тропы и дороги оказались блокированы – лес лег.
Ураган: факты и слухи
Потери и убытки в поселке стали подсчитывать только с утра. Электричества нет, мобильной связи нет, дома в большинстве своем устояли, пострадали лишь те, что ближе к лесу – там сосны покорежили и дома и машины. Завалена поселковая спортивная площадка и выезд на Приозерское шоссе.
Само шоссе к полудню 30 июля более-менее расчистили. По слухам, всю ночь работало МЧС. Правда, очевидцы, проехавшие по Приозерскому шоссе в ночь с четверга на пятницу, как раз после урагана, уверяют, что МЧС и не пахло. Пожарные вместе со всеми стояли в пробке, а перегородившие дорогу бревна и кроны пилили и растаскивали по обочинам сами водители и пассажиры автобусов – хорошо, у хозяйственных русских мужиков оказались бензопилы в багажниках.
Слухи немедленно обрушились на округу — а это немаленькие по летнему населению Сосново, Колосково, Колосково-1 и 2, Снегири, Раздолье и другие.
«Электрички не ходят, на товарный поезд упал столб ЛЭП – железная дорога работать не будет!»
«Заправки не работают, а на тех, что работают бензин по 200 рублей за литр!»
«Нет электричества. Поэтому бензозаправки не работают. Насос не качает, бензин не продают, хотя есть желающие купить его по 150 рублей за литр!»
«В «Чайке» (это детский лагерь неподалеку) 6 трупов! Вывозят вертолетами!»
Словно в подтверждение в небе жужжал вертолет с эмблемами МЧС.
«Электричества нет и не будет полтора месяца, в Соснове провода висят, столбы валяются и никто ничего не делает»
«Депутат сосновский, у него дом возле магазина, сказал, что до зимы света не будет и уехал покупать генератор!»
Самое ужасное, что официальной информации от властей и МЧС у тех, кто оказался отрезан от цивилизации, не было никакой, а в благостные сообщения информагентств о том, что «власти области обещали восстановить электроснабжение к концу дня» в полночь на субботу уже не верилось.
Верю в русского мужика с бензопилой
У нас МЧС (если не считать вертолетных облетов и слухов о том, что они на вертолетах вывозят трупы из лагеря «Чайка») было замечено только однажды. Уже ближе к вечеру в пятницу, часов в 8, на обочине Приозерского шоссе у поворота к лагерю «Маяк» стояла вереница из 6 вездеходов и одного автобуса с лейблами.
Машины оберегал юноша лет семнадцати в форме и лихо заломленном к уху ярком беретике, тоже с кокардой МЧС. По его словам, все остальные расчищали дорогу к лагерю. О состоянии других окрестных дорог и вообще о чем-либо у бравого юноши информации не было, на все вопросы он отвечал бойко: «Не знаю!»
Уже в субботу от МЧС и духу не было, даже вертолетного.
Все завалы расчищали добровольцы с бензопилами и их помощники. Они освободили дорогу к лагерю «Холодильника», разобрали бревна на въезде в поселок, сделали проход на спортивной площадке и перешли в лес – по слухам, энергетики обещали восстановить электричество побыстрее, если им расчистят дорогу к упавшим проводам и столбам. Помогали мужикам с бензопилами подростки и даже пенсионеры.
Магазины работали и в Колоскове, и в Соснове – от генераторов. Моментально с прилавков смели газовое оборудование, те же генераторы – народ готовится к автономному плаванию.
В тех поселках, где нет своих колодцев - воду раздают из молочных бочек, но о том, где и когда появится водовоз, не сообщают, так что большинство ходит или ездит с баллонами к окрестным родникам.
А лесные дороги по-прежнему завалены – но верю, мужики с бензопилами, особенно те, чей бизнес – торговля дровами, придут и туда. И расчистят подъезды и подходы. Только остается вопрос: зачем нам тогда все прочие власти и МЧС впридачу?
Марианна Баконина, специально для «Фонтанки.ру»