Лет пять назад о таком проекте, как «Неудержимые» («The Expendables»), едва ли можно было даже мечтать: казалось, новейший Голливуд списал со счета всех киногероев недавнего прошлого. Но после не вполне предсказуемого успеха двух своих последних фильмов – шестого «Рокки» и четвертого «Рэмбо», соответственно, – Сильвестр Сталлоне вдруг превратился в востребованного автора. И вот тебе, пожалуйста, смог вернуться в киноэпоху, до которой еще не дотянулись руки Квентина Тарантино, – в боевитые, наивные, еще живые, но уже подернутые ностальгической дымкой 80-е.
«Неудержимые» устроены просто: структурно это та же «Грязная дюжина», «Команда А», те же «Бесславные ублюдки»... Ожидается, что с ними боевик Сталлоне серьезно заспорит в цифрах бокс-офиса – сборы «Неудержимых», вполне вероятно, перекроют тарантиновские достижения. Сюжет, как и полагается, нормальному боевику 80-х – не бей лежачего: группа отставных коммандос вылетает по секретному заданию в крошечную латиноамериканскую страну, чтобы приструнить местного пиночета, который в перерывах между затяжными ораторскими выступлениями выращивает на полях республики коку для наркозависимых американских детей. После проверочного визита в маленькую страну (прилетают спецназовцы под видом орнитологов) выясняется, что задание пахнет керосином: плантациями коки заведует бывший церэушник, для которого генерал-диктатор всего лишь ширма. Кроме того, в дело вмешивается девушка, которую, конечно, приходится спасать. Герой Сталлоне, как водится, весьма сентиментален.
Странно это осознавать, но режиссер Сталлоне оказался в 2000-х матерым постмодернистом, освоившим все необходимые для этого стиля приемы: оммаж, коллаж, а при необходимости даже и шантаж – он вытянул из дома в кинотеатры самых отъявленных лентяев, посулив появление на экране Шварценеггера, с которым сошелся один на один в дружеской беседе о том, кто сколько килограммов набрал за последние годы. Он записал в свой отряд авансом Джейсона Стэтема и тоже не ошибся. Честно выдал Микки Рурку роль потрепанного любимца женщин. Себе любимому в одной из сцен даже позволил «надрать задницу» – вот уж действительно: вершины самоотречения и художественной искренности. И всё же «Неудержимые» – это не просто палящий во все стороны боевик, который хочется пересказывать, обильно применяя междометия, но еще и любовный авторский путеводитель по карьере Сталлоне.
Вытатуированный ворон на спине как воспоминание о несостоявшейся кинобиографии Эдгара Аллана По, в которой Слай должен был исполнить роль американского классика. Дольф Лундгрен как важнейший персонаж истории про Рокки. Черная ретромашина как напоминалка о колымаге, на которой раскатывал главный герой «Кобры». Пальмы и Эрик Робертс как пара цитат из «Специалиста». Перед нами своего рода отчет о проделанной работе.
Конечно, кое в чем «Неудержимые» далеки от цитируемых прототипов настолько же, насколько далек от них какой-нибудь фильм о Джейсоне Борне. Возраст явно не позволяет Слаю биться перед камерой на всю катушку, и тогда приходит на помощь рваный монтаж (бич современных боевиков), а охаиваемая Сталлоне в интервью компьютерная графика спасает, когда дело доходит до масштабных взрывов или изображения оторванных пулеметными очередями конечностей. Вообще, финальная кровавая баня очень напоминает вторую часть «Горячих голов» – но будем считать это сознательной отсылкой. Ведь даже после просмотра этой гомерически смешной битвы невозможно не подивиться, сколь мощный урок человеческого выживания дает с экрана умудренный многолетним трудом голливудский мужчина преклонного возраста (64 года для героя боевика не шутка!). Стреляя по подкинутому товарищем артиллеристскому снаряду, отвешивая удар в челюсть горящему желтым пламенем противнику, он словно бы вторит предвыборному президентскому слогану двухлетней давности – уes, we can! Глядя на него, хочется срочно бежать записываться в секцию бодибилдинга, пока там еще остались свободные места.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
Фото и видео: Lionsgate.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»