Созданный на днях в Петербурге «шариатский суд» должен быть ликвидирован. Как стало известно «Фонтанке», прокуратура предостерегла его создателя Джамалиддина Махмутова о недопустимости нарушения закона. В противном случае петербургский мусульманин может быть заподозрен в экстремизме. Сам возмутитель спокойствия утверждает, что никогда не называл свой «суд совести» «шариатским». Его просто неверно поняли журналисты.
Известие о создании в Петербурге шариатского суда взбудоражило общество. Сразу же, как только в начале августа сего года СМИ запестрели сообщениями на эту тему. В новостях говорилось - в городе в молитвенном доме на Московском проспекте, открылся Правовой центр помощи мусульманам, при котором теперь действует «шариатский суд». Об этом журналистам сообщил сам президент центра — адвокат, а по совместительству глава религиозной организации «Альф-Фатх» и шейх Джамалиддин хазрат Махмутов. Он заявлял, что «орган правосудия» создан для решения семейных и бытовых проблем. Правда, сразу оговаривался, что юридической силы решения иметь не будут, а носят лишь рекомендательный характер. При этом в разговоре с корреспондентом АЖУРа, шейх заявил, что исполняет наказа президента Дмитрия Медведева, который велел «разгрузить суды». «Вместо того, чтобы обращаться в мировой суд, люди идут к нам, - пояснил Махмутов. - Мы стараемся их помирить».
Как только в СМИ зазвучало словосочетание: «шариатский суд», от начинания поспешили откреститься «официальные» мусульмане города. Согласно заявлению муфтия Джафара Пончаева, он не соглашался на создание органа исламского правосудия, а у Махмутова нет никаких полномочий на подобные действия. Кроме того, в адрес шейха даже прозвучали такие эпитеты как «неадекватный» и «популист». Глава Координационного совета мусульман Петербурга Шамиль Мугаттаров призвал не относиться серьезно к инициативе председателя «Альф-Фатх». А согласно заявлению городского омбудсмена Алексея Козырева, сделанному «Интерфаксу», все это «либо авантюра, либо афера, либо провокация». Уполномоченный по правам человека отметил также, что не хотел бы жить в городе, где есть шариатский суд и уже «дал поручение разобраться с тем, что это такое».
Прокуратура Адмиралтейского района не стала дожидаться, пока до них дойдет поручение омбудсмена, и провела проверку сама. Её результатом стало вынесенное в адрес Джамалиддина Махмутова предостережение о недопустимости нарушения закона. Документ, который оказался в распоряжении «Фонтанки», содержит ссылки на положения Конституции, согласно которой судебная система Российской Федерации устанавливается основным законом и соответствующим федеральным конституционным законом. «Правосудие (…) осуществляется только судом. (…) Создание чрезвычайных судов не допускается. (…) Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия», - говорится в прокурорском предостережении.
Надзорная инстанция объяснила Махмутову, что «невыполнение требований Конституции (...) может способствовать совершению преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства)». Другими словами, районная прокуратура однозначно дала понять, что никакого шариатского суда в России не может существовать априори.
Однако когда корреспондент «Фонтанки» обратился к Джамалиддину Махмутову за комментариями, тот сразу начал рассказывать, что его неправильно поняли. «Я имел в виду суд совести, - уверил шейх-адвокат, - уголовных вопросов мы не решаем». По его словам, люди приходят к нему с разными житейскими ситуациями: стоит ли заводить собаку или вторую жену, где и на что их содержать. Махмутов как мусульманин и философ дает советы и рекомендации, как нужно поступить в соответствии с Кораном. Как адвокат он еще и помогает составить судебные иски, если божье слово на посетителей не подействовало. Примечательно, что глава «Аль-Фатх» утверждает, что из его уст никогда не звучало словосочетания «шариатский суд». Это определение якобы дали сами журналисты, неверно его понявшие. Впрочем, обращаться к изданиям с претензиями он не собирается. «Они меня не будут слушать, - заявил адвокат. - Что я с ними, судиться, что ли буду? Делать мне больше нечего».
Между тем, в разговоре с «Фонтанкой» коллеги заявили корреспонденту, что Джамалиддин Махмутов лично и неоднократно называл свой «суд совести» именно шариатским. И понять его как-то иначе было сложно. Как бы то ни было, прокуратура предупредила шейха, чтобы никаких судов под его началом не было. Иначе он может быть привлечен к ответственности. О принятых мерах мусульманин должен сообщить в надзорную инстанцию. Пока он этого не сделал, зато, по его словам, зачем-то направил письма в Госдуму и Генпрокуратуру. Но само предостережение, говорит Махмутов, выполнено. Он не принимает посетителей в молитвенном доме на Московском проспекте. А делает это в своей собственной квартире. Но только и сугубо как адвокат, дающий консультации клиентам.