В Петербурге перед окончанием школы количество детей со сколиозом составляет 11,9% . Примечательно, что в начале обучения среди первоклашек таких всего 0,4%. Такая говорящая статистика сегодня потрясает даже специалистов-остеопатов. Получается,что за время учебы школьник превращается в сутулого молодого человека. В дореволюционной России иметь прямую спину считалось не просто признаком здоровья, но и хорошим тоном. Как возродить моду на красивую осанку и вырастить здоровых детей, у специалистов поинтересовалась «Фонтанка».
Профилактика — полдела
В России практически нет детей и подростков со здоровым позвоночником. Официально таких всего 1,5%. А сколько взрослых, которые несут сутулость по жизни. И проблемы эти - из детства, и чаще всего - из школы. Там стремления учеников к движению, будь то бег, ерзание, покачивание на стуле - учителями жестко пресекаются. Там воцарилась программа, при которой в основном идет интеллектуальное развитие, без учета физиологических потребностей возраста. «Движение должно присутствовать на уроках обязательно, оно убирает зажимы, застойные явления в теле»,- так считает специалист, доктор остеопатии, эксперт по эргономике Дмитрий Симкин.
И наказы родителей сидеть прямо держа спину, без тренировок не помогают. Как говорит Дмитрий Борисович, развеивая этот миф: «Ребенок концентрируется на мысли о позвоночнике только первые несколько минут, потом же, включаясь в мыслительную деятельность, об осанке вовсе забывает». Именно поэтому нужны физические занятия, и поэтому обязательно удобной должна быть школьная парта. Симкин объясняет родителям: «Есть только два варианта: либо стол ровный, ребенок наклонный, либо стол наклонный, ребенок ровный». Стол, параллельный поверхности пола, категорически не пригоден для письма и рисования. Самый правильный угол наклона — 10-20 градусов.
Есть только три пути к улучшению осанки, говорит Дмитрий Борисович: «Информация, правильная мебель и эффективная физическая подготовка. Тренинги и семинары следует проводить для учителей, врачей и родителей. Этим занимается наш центр эргономики и остеопатии. А правильная мебель, это не только удобные ортопедические матрацы и подушки, повторяющие изгибы шеи, но и эргономические школьные и офисные парты: столы с регулировкой высоты, бесспиночные стулья, в том числе, и модные сейчас фитнес-стулья Swopper, подушки, поддерживающие поясницу, кронштейны для монитора, парты, регулирующие высоту и наклон. Ведь осанка формируется именно сидя, а не стоя, как принято считать».
Интересный эксперимент на эту тему был проведен в Ганновере в 2001-2004 годах. В тестовую группу набрали 20 первоклассников, и обучение проходило по нестандартной схеме — в течение урока дети делали зарядку, выполняли задания не только сидя, но и стоя и даже лежа, передвигались по классу. В результате, на четвертый год их учебы был проведен тест на внимание, запоминание, логику, легкость усвоения материала. Показатели по этим категориям в тестовой группе были очень высоки, к тому же, уменьшилась агрессия, раздражительность, неуверенность у этих детей. И, естественно, они были здоровее своих сверстников, которые продолжали учиться как раньше.
О движении на уроках у нас и говорить не приходится, тем более два академических часа физкультуры в неделю не решают задачу необходимой физнагрузки для детей! Главный специалист отдела образовательных учреждений комитета по образованию правительства Петербурга Елена Артамонова ничего не смогла сказать по этому поводу. «Сейчас в Петербурге разрабатывается новый проект о мерах оздоровления школьников. Я думаю, можно несколько преобразовать учебный процесс, а также уроки физкультуры в школах. Не ясно, готовы ли к этому учителя», - сказала она.
И еще о физкультуре... Получается, что в школе у нас две крайности. Часто неподготовленных подростков заставляют сдавать безумные нормативы: десять кругов бегом вокруг стадиона, ползание на коленях, прыжки через препятствия высотой в 50-60 сантиметров, лазанье вверх по канату. Другая же крайность -полная отмена физкультуры для ослабленных детей. «Учащиеся должны пройти процедуру осмотра у врачей-физиотерапевтов, по итогам которого ребенку присваивается группа. Первая — основная, нагрузки разрешены, вторая — подготовительная, в нее попадают дети с хроническими заболеваниями, нагрузки ограничены, третья — специальная, сюда относятся подростки с патологиями, в том числе и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Для таких детей должны проводиться отдельные занятия со специалистами по особенной программе», - пояснила Артамонова.
Именно, должны. А на самом деле происходит следующее — ребенок приносит справку-освобождение от врача и весь год просто не ходит на физкультуру. Только в некоторых частных школах города с такими ребятам - индивидуальный подход.
Опора и движение — целая наука
О необходимости не только профилактики заболеваний позвоночника, но и специальной мебели для учеников было известно еще в 1937 года. Сам профессор Турнер, чьим именем позже назвали всероссийский детский ортопедический институт, написал книгу, к которой приложил чертежи, столь значимым он считал вопрос эргономичности в методике оздоровления.
Не менее важным специалисты считают сегодня аспект правильной опоры и правильного формирования стопы у человека. Андрей Краснов, заведующий отделом патологии тазобедренного сустава института имени Турнера: «Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются не от мебели, а от неправильного положения стоп и неверной опоры на них. Я всегда советую девушкам выкинуть туфли с высоченным каблуком или купить ортопедическую стельку. Тогда будут разгружены коленные и тазобедренные суставы, не будет болеть поясница, спина, шея, голова, улучшится кровообращение».
Также специалист отметил, что мало кто теперь обращает внимание на «костный возраст подростков», отставание которого - результат неправильной ходьбы. Костный возраст определяет степень развития скелета у человека. У современного подростка развитие костей отстает от хронологического возраста на два и более лет. То есть, ребенку семнадцать, а позвоночник у него развит на четырнадцать лет. Такие дети невероятно гибкие, но не стоит торопиться отдавать их в секции гимнастики. Там-то, конечно, будут радоваться: «Ой, какой мальчик гуттаперчевый». Только потом этого мальчика с искривлением родители затаскают по врачам.
Вообще, когда речь идет о позвоночнике- специалисты не устают повторять один тезис — главное, правильные опора и движение. Про опору все ясно. Постановкой же правильного движения занимаются в оздоровительном центре имени Бубновского. Лечение заключается в двух взаимодополняющих направлениях: отягощение (упражнения на многофункциональном тренажере) и гимнастика. Комплекс этих процедур называется кинезитерапией, причем, значительно отличается от ЛФК. Обычно лечебная физкультура проходит по одной схеме — одинаковые упражнения, одинаковые нагрузки для всех, не зависимо от возможностей человека и тяжести травмы.
Алексей Шаклеин, врач кинезитерапевт-невролог центра Бубновского в Петербурге: «У нас все организуется по-другому. Человек, обратившийся в центр, должен пройти консультацию, он тщательно обследуется врачом, разбирается его болезнь, делается снимок, выявляются скрытые заболевания костно-мышечной системы. Далее он проходит тестирующее занятие. Мы определяем программу, подходящую только ему, с индивидуальными нагрузками. Если, к примеру, человек не может поднять десять килограмм, мы дадим ему пять. Далее он проходит курс лечения, рассчитанный на 12-24 занятия по 2-2,5 часа. Через пять-десять занятий он проходит этапное тестирование на предмет того, есть ли какие-то изменения».
Кинезитерапия направлена не на наращивание мышечной массы, а их укрепление. Представьте себе холодец - человеческие мышцы без тренировок становятся такими же. Их нужно не накачать, толку не будет, а именно укрепить, чтобы не позвоночник, как вешалка поддерживал их, а они помогали позвоночнику.
Конечно, гимнастика по методу Бубновского не проста, особенно для неподготовленных людей. Одни только упражнения на растяжки чего стоят: завязаться морским узлом, образно говоря, не так-то просто. Но путь к здоровью должен лежать через труд, страдание, терпение. Таково жизненное кредо и самого профессора. И это еще один камень, о который разбиваются методы стереотипной медицины.Другое расхожее убеждение — болезнях позвоночника двигаться нельзя, нужно лежать на растяжках, в корсете. На самом деле- не шевелиться рекомендуют специалисты только поначалу, в реабилитационный период, но если не пробовать заниматься, мышцы атрофируются, позвоночник замирает и перестает работать вовсе.
Самое главное, позвоночник нельзя вылечить медикаментами, так что все чудодейственные таблетки, обещающие быстрое улучшение, можно смело выбросить. Не стоит хвататься как за соломинку и за помощь бабушек, которые заговаривают болезни,"закусывают грыжи", заряжают на энергетическом уровне. Проблемы спины — вполне конкретны, и вправить на место межпозвонковый диск можно только с помощью специалистов и регулярными упражнениями. Что же касается детей, то только комплексное внимание к позвоночнику: правильная мебель, питание, зарядка, дыхание, внимание к формированию стопы и обувы- способны сохранить здоровье спины.
Ксения Щербакова