
Дирекция скоростного движения начала набор проводников для высокоскоростного поезда «Сапсан». Соответствующее объявление, появившееся на одном из ведущих городских job-сайтов, обещает неплохую по петербургским меркам зарплату, но серьёзно ограничивает параметры потенциальных кандидатов: они не должны быть слишком высокими, тяжёлыми и старыми, но желательно - симпатичными.
Объявление привлекает внимание специфическими требованиями, которые «работодатель» выдвигает к потенциальным проводникам. Указаны желательный рост и вес и даже предельные размеры одежды (девушки — до 46, а юноши — до 54). Кроме того, возраст соискателей ограничен 35 годами. Авторы объявления также прозрачно намекают на преимущества для обладателей красивой внешности, так как в нём прямо указана обязательность приложения фотографии к резюме. Хорошо, что не в купальнике.
Что касается требований к уровню образования претендентов на престижную должность (и, к тому же, неплохо оплачиваемую: сразу предлагается оклад в 30-45 тыс. рублей), то они, как ни странно, вообще отсутствуют. Говориться лишь, что «работа проводником пассажирского вагона и знание иностранного языка является преимуществом», но не более того.
Для самого ОЖД набор новых сотрудников стал сюрпризом. В пресс-службе поначалу даже опровергли эту информацию и добавили, что людей без специального образования на железную дорогу не возьмут. Оно, напротив, имеет важное значение.
«Претендент должен окончить курсы проводников. Обучение данной специальности в Петербурге производится в Лицее железнодорожного транспорта, Петербургском техникуме железнодорожного транспорта, Учебно-производственном центре 4 ОЖД. Все эти учебные заведения имеют лицензию на обучение профессии «проводник пассажирского вагона». Но работать со сложным оборудованием (даже с привычным для спальных вагоном «Титаном») в «Сапсане» действительно не нужно. Задача проводника стоит, скорее, в создании психологического комфорта для пассажиров», - пояснили в пресс-службе Октябрьской дороги.
Впрочем, в итоге в Дирекции скоростного сообщения подтвердили, что действительно набирают девушек и молодых людей. Но не напрямую на «Сапсаны», а, для начала, на соответствующие курсы. «Это своего рода кадровый резерв, своеобразная «скамейка запасных». У нас работает множество молодых женщин, которые могут уйти в декрет и их потребуется заменять. Но до начала работы они должны пройти обучение и совершить стажёрские поездки. Что касается отбора по фотографиям, то «Сапсан» - это своеобразное лицо страны, так что мы просто вынуждены так делать», - сообщил начальник резерва проводников Дирекции по скоростному сообщению Вячеслав Брыков.
А вот на «Аллегро» свежеобученные проводники поработать не смогут. По словам Брыкова, на скоростном поезде Петербург — Хельсинки (первый рейс он совершит 12 декабря) их вообще не будет. Проверкой билетов займется группа кондукторов — одна на весь поезд. Именно такая схема предусмотрена во многих европейских странах, например, Италии и Германии.
Кстати, несмотря на все доводы Дирекции, юристы не считают, что определение места работы как «лица страны» является достаточным поводом отказывать в трудоустройстве тем, чьё лицо не приглянулось работодателю.
«Статья 64 Трудового кодекса РФ прямо запрещает необоснованные отказы при приеме на работу. Единственное исключение: когда избыточный вес или, наоборот, недостаточная физическая мощь могут помешать выполнять работу и привести к травмам. Кроме того, для некоторых профессий обязательно прохождение медицинских комиссий, которые могут «забраковать» сотрудника или претендента и, скажем, принудительно отправить его на пенсию. Это, например, касается авиации. Кстати, за объявление «требуется секретарь, женщинам старше 25 просьба не звонить» в тех же Штатах можно запросто попасть под суд», - утверждает юрист Алексей Бураков.