В рамках всемирного тура «360 градусов» под проливным дождем прошел концерт легендарной ирландской группы U2 в Москве.
Самые рьяные фанаты (среди них примерно пять тысяч специально приехавших петербуржцев) еще в 8 утра (!) заняли места у ворот, дабы первыми прорваться в танцевальный партер (сюда билеты стоили по 3000 рублей), поближе к кумирам. Однако в 16 часов вместо официально объявленного впуска зрителей омоновцы и милиция вытеснили поклонников за черту стадиона и смешали с толпой, образовав страшную давку. Девушки падали в обморок, мужчины проверяли крепость плеч. Только в 16.45 начали пропускать: прорвавшись сквозь кордоны, меломаны вынуждены были бежать еще 300-400 метров до заветных ворот, а затем в давке снова пробиваться сквозь оцепление.
На стадионе глазам счастливчиков, миновавших кордоны, представала уникальная сценическая конструкция в причудливой форме гигантской космической тарелки на высоких ножках. Впрочем, сами музыканты называют декорации фантастическим замком, стоящим на четырех металлических когтях. Параметры сцены поражают: 170 тонн весом, 250 динамиков, 13 видеокамер, а главное – огромный опоясывающий телеэкран-трасформер, благодаря которому действие хорошо видно с любой точки футбольного стадиона. Про чудо-сцену U2 написаны тома, однако при ближайшем рассмотрении стало ясно, что если пойдет дождь, то музыканты вымокнут до нитки вместе со зрителями танцевального партера: крыши у чудо-замка не наблюдалось.
Дождя не было в Москве весь день, погода стояла идеальная (плюс 20, солнце, легкие облака) – ровно до того момента, как Боно со товарищи ступили на сцену. В 21.10 начался не только концерт, но и ливень. Однако Боно вел себя так, что создавалась иллюзия, будто вода от него отскакивала: только фирменные очки в каплях дождя, показанные на огромном мониторе, выдавали реальную картину. Чудеса невозмутимости демонстрировали и прочие музыканты, которым приходилось играть свои соло мокрыми пальцами на скользких гитарах. При этом звук оставался высочайшего качества, микрофоны ни разу не фонили и не трещали. Как ни странно, дождь не только не испортил шоу, но придал ему привкус экстрима, новые эмоциональные краски. Девушки в мокрых футболках, парни с обнаженными торсами – глаза у них были мокрыми не только от дождя, но и от слез радости, поклонники поднимали руки вверх, распевали слова каждой новой песни и прыгали как заведенные.
Несколько раз Боно утирался полотенцем. Но только через 45 минут шоу взял в руки зонт, спел куплет-импровизацию песенки про «рэйн», однако вскоре бросил зонт окончательно и продолжал петь под дождем. Зрители танцевального партера настолько прониклись происходящим, что в знак солидарности с музыкантами не раскрывали свои зонты. Такого эмоционального напора не вынесли даже небеса, и через полтора часа шоу дождь стал стихать.
Концерт U2 в туре «360 градусов» называют лучшим шоу мира (затраты – 750 тысяч долларов в день), но это не просто каскад спецэффектов и чудес, как у Мадонны. U2 действительно можно назвать хранителями идей Вудстока. Для них главное – не сразить эффектами зрителя, а создать уникальную атмосферу единения музыкантов и 70-тысячной аудитории. И это единение – на базе светлых и благородных идей. Абсолютное большинство песен Боно мажорные, оптимистичные, и даже баллады, как правило, заканчиваются взрывом положительных эмоций. На этом фоне вполне уместной кажется его неутомимая филантропия – призывы к борьбе с малярией и СПИДом в Африке, песня-посвящение политической оппозиционерке Аун Сан Су Чжи из Мьянмы, а также прочая «социалка».
Музыканты группы прилетели в Россию за три дня до концерта, с семьями, и времени даром не теряли. Один ходил по музеям, другой развлекался в караоке, третий встречался с космонавтами. Боно рассказал со сцены о своей встрече с президентом Медведевым в Сочи. Говоря о России, Боно упомянул не только Москву, но и Санкт-Петербург как символ красоты и свободы, а также заявил, что на концерте присутствует «удивительный музыкант и человек» Юрий Шевчук. Как известно, Шевчук и другие музыканты передали ирландцу письмо для Медведева в защиту Химкинского леса и против произвола в отношении активистов экологического движения. Оказалось, в результате рокеры спелись. На песне «Knoking on Heavens Door» в финале концерта в Лужниках на сцене вдруг возник Юрий Шевчук, и вместе с Боно они выдали зажигательный и весьма слаженный вокальный дуэт. А в заключительном слове, благодаря тех, кто помог провести концерт в России, Боно уж совсем неожиданно назвал себя... «учеником Шевчука», и это было зафиксировано бегущей строкой на экранах мониторов.
А в 23.20, доведя 70-тысячный стадион до кипения точки рок-эмоций, «ученик Шевчука» сообщил, что это еще не финал, так как он решил вернуться в Россию через год, и сделает это непременно.
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото и видео Михаила Садчикова-младшего
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»