В топонимический реестр Санкт-Петербурга внесено более 700 поправок – изменены границы исторических районов, улиц и других объектов. В ходе проведенной «инвентаризации» комиссия Комитета по культуре выявила новые и, наоборот, исчезнувшие с карты города улицы, переулки, а также уточнила наименования многих объектов. Правка носит исключительно технический характер, но имеет большое значение для многих горожан. Изменения вступили в силу сегодня, 2 сентября.
Статус исторических районов получили Конная Лахта, Дача Долгорукого, Ябловка, Знаменка, Михайловка, Троицкая гора, Куттузи и другие. В тоже время с карты вскоре исчезнут Жерновка, Малиновка, Ново-Рабочий поселок, Горская, Егерская слобода, Суворовский городок и т.д. Некоторых числящихся в городской «ревизской сказке» улиц больше нет – новостройки в прямом смысле слова «стерли» их с лица Санкт-Петербурга. Кроме того, уточнены и общие правила указания обозначений городских объектов: например, впервые записано, что правильно использовать сокращения «г.» (город), «пос.» (поселок) и «ст.» (станция).
Подписанное губернатором постановление правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в топонимический реестр вступит в силу 2 сентября. С этого числа исправленные или добавленные наименования будут обязательны при оформлении официальных документов.
Такого места нет на карте
Большинство внесенных поправок связано с необходимостью привести топонимический реестр в соответствие с реальной обстановкой, а также исправить накопившиеся за десятилетия ошибки. «Город застраивается, меняются границы районов и улиц, – пояснил журналисту «Фонтанки» суть внесенных изменений член топонимической комиссии краевед Алексей Владимирович. – Вместе с Комитетом по земельным ресурсам и КБДХ мы провели «инвентаризацию» и выявили улицы, которые реально существуют, но в реестре отсутствуют».
В качестве пример он приводит восстановление названий трех улиц. Среди них – Бастедонов переулок, который появился на Выборгской стороне еще в конце XVIII века. Он был и Бастидонтина, и Бестидов, и Бастедонов, и Конотопский (в честь города Конотопа в Сумской области), а в 1975 году его вообще решили ликвидировать. На Петроградской стороне восстановлена Петергофская улица, основанная еще в 1758 году: она носила названия 4-я улица, 4-я Колтовская и 4-я Спасская, Петергофская, Петродворцовая, а с середины 70-х годов прошлого века это название считалось утраченным. В поселке Комарова появится переулок Коробкова.
Из реестра исключена улица Абросимова на Охте, хотя ее судьба, по словам Алексея Владимировича, пока непонятна. Название произошло в XVIII веке от фамилии одного из первых поселенцев расположенной тут плотничьей слободы. До 1958 года эта улица соединяла набережную Невы и Среднеохтинский проспект, но после реконструкции района ее урезали. Сейчас на ее месте возводится жилой комплекс «Охта-модерн», но застройщик, компания «Иви-93», объявлена банкротом. Что будет в итоге с улицей, еще не решено.
Мой адрес не дом и не улица
Также уточнены границы многих исторических районов (в том числе таких как Озерки, Лахта, Ольгино, Пискаревка, Предпортовая, Рыбацкое и т.д.). Например, до сих пор Парнасом именовалась нежилая зона северо-западнее проспекта Культуры, теперь – весь район между линией окружной железной дороги, проспектом Энгельса и границей города (независимо от наличия жилых домов). Зона активной жилищной застройки севернее Сестрорецкой ветки и Приморского шоссе (улицы Оптиков, Беговая, Яхтенная и т.д.) теперь входит в исторический район Старая деревня.
В состав Петроградской стороны официально включен Артиллерийский остров (на нем расположен кронверк Петропавловской крепости). Образованы новые исторические районы, в том числе Конная Лахта (вокруг одноименных улиц и Северо-Западной ТЭЦ) и Дача Долгорукова. Последняя возникла много лет назад вокруг одноименной грузовой станции, которая сейчас переименована в Ладожский вокзал: «Станции нет, а адреса сохранились», – поясняет Алексей Владимирович.
Названия улиц, переулков и районов важны не только любителям истории города. Исходя из внесенных в официальный топонимических реестр названий оформляются все документы, в том числе по собственности на недвижимость. Один из юристов рассказал о парадоксальном случае: 13 января 1998 года переулку Джамбула вернули его историческое название Лештуков. Соответствующее распоряжение губернатора было официально опубликовано. Но сразу же поднялась волна протеста со стороны казахской диаспоры против «уничтожения памяти о Джамбуле». В итоге, уже 25 января решение о переименовании было отменено: «Далеко не все органы получили информацию о вторичном изменении названии, – рассказывает адвокат. – Мой клиент почти год не мог продать квартиру: в документах ПИБа указывался один адрес, у ГБР – другой и т.д.».
По словам Алексей Владимировича проведенная «инвентаризация» далеко не первая и не последняя. Специалисты стремятся сохранить исторические названия, но в разумной мере. Например, вопрос о возвращении Большой Зеленина улицы ее исторического названия «Зелейная», возникшего благодаря расположенному на ней пороховому («зелейному») заводу, даже не обсуждается.
Поделиться