Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Пасмурно, Сильный снег

Ощущается как -11

4 м/с, вос

737мм

92%

Подробнее

Пробки

7/10

Работники «Тиккурилы» открыли профсоюзный сезон

373
ПоделитьсяПоделиться

Осень - традиционное время обострения профсоюзной борьбы. В этом году в Петербурге  первыми на поле боя вышли работники лакокрасочных предприятий «Тиккурила», входящие в Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности (МПРА). Об акциях же  «официальных»  российских профорганизаций уже давно ничего не слышно. «Фонтанка» спросила экспертов: почему действия так называемых «свободных» профсоюзов, созданных, в основном, при новых западных предприятиях, постоянно у всех на слуху и, как  кажется многим, гораздо эффективнее «телодвижений» отечественных радетелей интересов рабочих.

Работники «Тиккурилы» в среду,  8 сентября,  первыми открыли новый   профсоюзный осенне-зимний сезон 2010. У офиса Финско-Российской торговой палаты на 4-ой Красноармейской улице  14 человек протестовали против репрессий  и увольнений членов профсоюза, а также требовали восстановить  уже уволенных и вернуть надбавки за вредность. Своей главной цели - обратиться к финскому сообществу с призывом оказать давление на менеджмент предприятия -  они так и не достигли, однако все же смогли передать свои требования одному  из представителей палаты. После 40 минут стояния  участники пикета мирно разошлись.

Подобные акции протеста профсоюз «Тиккурилы» проводит с завидной регулярностью.  Публично протестовать  против политики менеджмента работники предприятия  начали практически с самого создания профкома,  то есть фактически  с 2007 года, когда одноименная финская компания приобрела петербургский завод «ТЕКС». До этого рабочие предприятия о борьбе с работодателем даже не задумывались. А вот внедрение новым менеджментом так называемого  «бережливого производства» им не понравилось. В частности, как утверждали старые работники, вместо 7-часового рабочего дня  был введен 12-часовой. При этом зарплаты упали примерно с 27-32 до 16-20 тыс. руб. Была  ликвидирована индексация зарплат; работников перевели на почасовую оплату; сняли надбавки за вредность, на предприятии появилась система штрафов. В июле 2008 года  на предприятии прошла волна подписания дополнительных соглашений к договорам, существенно снижающим зарплату и социальные гарантии,  после чего часть  трудового коллектива создала так называемую первичку  при единственно ей известном «официально-государственном» ФНПР-овском  «Росхимпрофсоюзе». Ей удалось  даже инициировать  аудиторскую проверку деятельности компании, по результатом которой  был уволен прежний  генеральный директор «Тиккурилы» Евгений Шупик, место которого занял финн Симо Лайтала. Количество членов профсоюза начало стремительно расти.  В ноябре 2009 года на заводе начались сокращения, в том числе и среди членов профсоюза.  В итоге в апреле 2010 года в судах оказалось 12 исков о восстановлении на работе и снятии дисциплинарных взысканий. До этого, в  январе 2010 года,   по заявлению активистов профсоюза на предприятии произвел проверку Роспотребнадзор.  А правоохранительные органы начали проверку в отношении профсоюзного активиста Игоря Рамко, якобы представившего поддельную медсправку  при поступлении на работу 2,5 года назад. Рамко был уволен, но уголовного преследования избежал.

Затем, как полагают некоторые наблюдатели, не без участия администрации предприятия, профсоюз раскололся. В марте часть его членов вышла из структуры ФНПР и создала на «Тиккуриле» первичку Межрегионального профсоюза работников автопрома, уже известного своими реальными достижениями на поприще борьбы за трудовые права.

Пока, впрочем, у отколовшихся «тиккуриловцев» при МПРА особых достижений нет, но именно в эту организацию входит один из профсоюзов всеволожского «Форда», также отметившийся своими боевыми достижениями в этом году. Так, в конце марта после серии предупредительных забастовок с администрацией предприятия был подписан новый коллективный договор, в котором был обозначен рост зарплат только на 11,8 процента, однако профсоюзам удалось добиться того, чтобы в социальной сфере рабочим пошли на значительные уступки. В частности, в социальный пакет были включены выплаты компенсаций по рождению ребенка. Прописаны гарантии занятости. И улучшены условия охраны труда. В истории   профсоюза «Форда» МПРА и самая длительная забастовка на предприятии в 2007 году, и  неоднократные попытки  уволить  местного профлидера Алексея Этманова с покушениями неустановленных лиц на него.

В том же далеком 2007 году практически на всю страну  прогремела и забастовка  еще одного «свободного» профсоюза  на ООО "Пивоварня Хейнекен", итогом ее стало  увольнение главы профсоюзников Валерия Соколова, после чего борьба сошла на нет.

Еще один профсоюз при  «свободном» МПРА -  организация на петербургском заводе GM - тоже прославилась  своей активной борьбой с работодателем. В конце 2009 года там прошла так называемая итальянская забастовка, итогом которой стало увольнение  профлидера Евгения Иванова (правда, затем он был восстановлен по суду).  Ответом администрации стало создание подконтрольной  первички, вошедшей  в профсоюз машиностроителей РФ.

На фоне всех этих бурных акций и мероприятий  «свободных» профсоюзов, о деятельности, к примеру, Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти, в этом году практически не было слышно. Равно как и в прошлом году (что стало одним из основных упреков к главе ФПР Владимиру Дербину на перевыборах, которые прошли в январе 2010-го).

Опрошенные «Фонтанкой» эксперты, впрочем, уверены: все объективно,  у «независимых» профсоюзников сейчас действительно  больше возможностей и больше доверия со стороны населения, в то время как «старые», сохранившиеся с советских времен, профсоюзные структуры уже во многом дискредитировали себя.

«Я был бы сильно удивлен, если бы ФНПР и ФПР реально бы что-то организовывали и устраивали сейчас. Дело в том, что генетически, еще с советских времен, откуда они родом и где их главной функцией было распределение благ и материальных ценностей,  они связаны с администрациями предприятий. И по существу поддерживают их волю. В научном мире есть довольно много исследований на тему того, как в 90-е такие структуры выводили людей на улицы с целью «выбивания» долгов из федерального центра, и как строились и портились взаимоотношения между губернаторами  и Москвой в зависимости от количество забастовочных трудодней и полученных таким образом денег. Сейчас же это «официальным» профсоюзам не выгодно, и потому выигрывают новые - по существу независимые, так называемые «свободные».  И дело даже не столько в том, что они  создаются в основном на западных предприятиях. «Свободные» профсоюзы появляются, прежде всего, на новых предприятиях, где нет этих ростков «совка», а потому им верят и за ними идут»,- считает политолог Владимир Гельман.

Согласен с такой оценкой и известный профсоюзный деятель Алексей Этманов, готовый, впрочем, отметить и то, что «в западных компаниях – руководство с Запада, с соответствующим мышлением и гораздо большим  уважением к трудовому законодательству, чем у отечественного бизнеса, и уже устоявшимся пониманием, что забастовки и другие акции рабочих наносят ущерб репутации компании, а потому с профкомами надо работать».

«В таких прозападных компаниях, приложив максимум усилий,  можно добиться намного больше в отстаивании прав, чем  у нас, где в некоторых организациях творится настоящий беспредел, и формально созданные структуры по защите прав рабочих только на самом деле  и помогают работодателю,  а любой независимый  профсоюз тут же будет «задушен», и все это знают»,- полагает он.

Сам председатель  Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин придерживается иной точки зрения:
«Просто у нас и у так называемых «свободных» профсоюзов совсем разные методы, да и цели работы. Они сначала  бастуют, ругаются,  пиарятся,  а потом садятся за стол переговоров. Мы же делаем все  по-другому. Мы сначала ведем долгую кропотливую работу с работодателем, с администрацией, и только потом сообщаем о ней общественности. Я не раз говорил о недостатке  информации о деятельности   ФПЛ, ФНПР, у нас просто нет денег на то, чтобы постоянно мелькать на экране, да и мы считаем, что  средства надо тратить на отстаивание интересов рабочих, а не на самопиар. Говорить о том, что  мы не проводили никаких акций и отстаиваем только интересы бизнеса, вообще нельзя ни в коем случае. Все как-то быстро забыли о роли ФПЛ в пикалевской истории, о том, что было сделано для Кронштадтского морского завода. Хорошее все быстро забывается, а вот пикеты, скандалы,  популистские митинги  остаются в памяти. У нас, например, уже ведется очень сложная работа по трехстороннему соглашению  с администрацией города, профсоюзами и работодателями на будущие годы,  мы также пристально работаем с проектом бюджета города  на следующий год,  у нас к нему много замечаний, но вот об этом почему-то все забывают».

Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close