Сейчас

-14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-14˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -17

0 м/с, штиль

756мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

«Полицейский, имя прилагательное»: Жертва грамматики

836
ПоделитьсяПоделиться

В киноцентре «Родина» начался показ одного из недавних фильмов нашумевшей румынской «новой волны» – ленты «Полицейский, имя прилагательное» («Politist, adjectiv») режиссера Корнелиу Порумбою, обладателя приза ФИПРЕССИ (международная ассоциация кинопрессы) и спецприза жюри на Каннском фестивале-2009.

На что похожа работа полицейского? Уж точно не на фильм «Крепкий орешек» и даже не на «Улицы разбитых фонарей». Работа полицейского – это отчеты, протоколы, телефоны и неумолимое начальство, подозреваемые, свидетели, понятые, осведомители. Рутина. Кристи – обыкновенный румынский оперативник из какого-то районного управления внутренних дел города Бухареста. У Кристи есть дело – нужно собрать материал на школьника, который вроде бы продает гашиш другим школьникам. Есть свидетель, то есть осведомитель, – тоже только что из-за парты. Чтобы выяснить правду, Кристи следит за подозреваемым: «ведет» его по утрам от дома к школе, а потом встречает после уроков. Внимательно наблюдает, как тот с друзьями выкуривает косяк за школьным зданием, долго провожает до дома, «пробивает» номера машин, стоящих у забора, следит за знакомой с парнем девчонкой. Педантично заносит наблюдения в протокол. По идее, парня уже давно нужно брать: прокурор корит Кристи за нерешительность, а начальник грозит увольнением за низкие показатели раскрываемости. Сам Кристи как-то запутался: улик, кроме доноса, нет, сажать парня за раскуренный на пустыре косяк на семь лет – вроде бы не хорошо.

ПоделитьсяПоделиться

«Полицейский, имя прилагательное» – конечно, странное зрелище. Большую часть времени камера следит за тем, как сутулый мент, засунув руки в карманы джинсовой куртки, путешествует по осенним улицам обшарпанного Бухареста; трется у фонарного столба с сигареткой; с аппетитом обедает дома оставленным женой супом (тут же вспоминаешь, как давно не видел, чтобы киногерой питался обычным человеческим супом, налитым из кастрюли); препирается с коллегами по каким-то ничтожным поводам; мотается по кабинетам в попытке отмазать мелкого нарушителя от неминуемой тюрьмы. По ходу есть пара саркастических диалогов о судьбах румынского туризма и сути риторического приема анафора.

ПоделитьсяПоделиться

Удивительно наблюдать, как чистый кинематографический саспенс рождается из повседневных, совсем не захватывающих действий. Посадят мальчишку или не посадят, удастся Кристи задуманная авантюра или нет? Копеечное дело о гашише начинает в какой-то момент нешуточно волновать. Ничуть не меньше, чем волнует оно оперативника Кристи, не вполне понимающего, в чем собственно причина тревоги. Человек-функция задумался о том, как функционирует мир, и пропал. Простая формальность – арест – перестала быть таковой, и система трещит по швам.

ПоделитьсяПоделиться

Выросший из размышлений режиссера Порумбою над словарной статьей, фильм «Полицейский, имя прилагательное» – это своего рода исследование грамматики мира, правил, по которым он действует. Как выходит, что самая малость может обрести невероятную важность, а важное, напротив, мельчает и убегает сквозь пальцы? О том же был и прошлый фильм Корнелиу Порумбою «К востоку от Бухареста» – сатирическая рефлексия на тему румынской революции 1989 года (тоже, кстати, премированная в Каннах, призом «Золотая камера»). Сюжетное пространство «Полицейского» так разрежено, что мелочи выпирают – и вот уже обращаешь внимание на чайный пакетик, зажигалку в пачке сигарет, зубную щетку. Нелепые бытовые диалоги полицейского Кристи с женой-учительницей слушаешь как блестящую лекцию о превратностях супружеской любви. «Нам нужно чаще ужинать вместе». – «Ты сколько выпил?» – «Водку и два пива». – «Кажется, что все-таки три». А сцены служебных препирательств оказываются сложнейшим уроком социального конформизма. Финальный эпизод – беседа с начальником, в ходе которой решается судьба не только подозреваемого школьника, но и самого Кристи, не уступит по своему драматическому накалу развязке «Крестного отца». Капитан полиции убеждает подчиненного исполнить служебный долг не криком и угрозами, а чтением толкового словаря: румынская академия наук помогает разболтавшемуся винтику карательной машины встать на место. Изящная игра в «полицейское» (вот оно – прилагательное!) кино заканчивается красивым описанием спецоперации по обезвреживанию преступников – прямо как в настоящем боевике. Дождались, должен начаться экшен, а кино уже кончилось: по почерневшему экрану ползут титры.

ПоделитьсяПоделиться

Румыны уже пять лет задают тон на главных международных кинофестивалях, потому что сумели мертвой хваткой вцепиться в тот ужасно некинематографичный мир, который их окружает. Серые новостройки Бухареста времен Чаушеску, мутный утренний свет, домашняя утварь, унаследованная от 80-х, мебельные стенки из ДСП, масляная краска на стенах. Наши режиссеры за редким исключением упорно не хотят этого замечать, но в такой жизни, какой бы бесцветной она ни казалась, достаточно поэзии и трагедии. Поэтому держала за горло трехчасовая, снятая в документальной стилистике «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую, в которой дотошно рассказывалось о последних больничных скитаниях не очень молодого и не очень приятного человека. Поэтому вовсе не пахли нафталином румынские истории из 80-х – уже ставшие современной классикой «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджу и менее известная лента «Как я провел конец света» Каталин Митулеску. Но даже на этом фоне «Полицейский, имя прилагательное» выделяется своим, если так можно выразиться, бескомпромиссным реализмом. С занудливой нерасторопностью протокола он предъявляет зрителю тридцать три несчастья маленького солдата, стиснувшего зубы под гнетом жизни, крах стихийного нонконформиста, сдавшегося перед удушающей правдой законов и словарей, мучительную мелодраму, запертую в квартире блочного дома, и мятую куртку сутулого человека, так похожего на нашего соседа, – пусть и проживает он в далеком Бухаресте.

ПоделитьсяПоделиться

Василий Степанов
«Фонтанка.ру»

Фото: IFC Films.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «
Кино»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close