На Васильевском острове началась эра современного искусства – на 29-й линии торжественно открыли самый большой частный музей современного искусства в России. 30 сентября в полдень на праздник собрались сотни гостей, в том числе важные чиновники и мэтры культуры. Восхищение выразил и Александр Сокуров. Однако слова хозяйки музея «Эрарта» Марины Варвариной оказались самыми искренними и важными.
Гостей, а их было не меньше трехсот человек, встретили в шатре у входа в музей шампанским и живым выступлением известного музыканта Алексея Айги. Еще до открытия музея многие его критиковали за непрофессиональный подход к формированию коллекции, однако солнечный осенний день располагал к тому, чтобы на этом не концентрироваться.
Официальная часть мероприятия состояла из нескольких речей, произнесенных как официальными лицами, так и деятелями искусства. Первым слово взял директор музея Михаил Овчинников. Он признал, что ему часто задают вопрос о том, каким образом они подбирают произведения. Господин Овчинников пояснил, что главный кураторский принцип его и его команды – это искренность. Также директор подчеркнул, что у музея за три года существования проекта по всей России появилось очень много друзей. Потом выступила вице-губернатор Петербурга Алла Манилова. Как и пристало чиновнице, она, ссылаясь на слова Валентины Матвиенко, которая назвала 2009 год в Петербурге не годом кризиса, а годом театра, выразила уверенность в том, что 2010 год, не в последнюю очередь благодаря «Эрарте», станет годом музеев. Впрочем, она легко поставила «Эрарту» в один ряд с музеем Аллы Пугачевой, который должен скоро появиться в городе. Кроме перечисления всех текущих достижений, Манилова выразила надежду на то, что в ближайшее время в городе все же появится музей-квартира Иосифа Бродского. Президент музея-заповедника «Петродворец» Вадим Знаменов высказал восхищение, в первую очередь, технической составляющей музея, что и понятно: в «Эрарте» действительно очень хорошее экспозиционное оборудование, и кому, как не музейщику, это оценить. Другой представитель петербургских музеев, заместитель директора Эрмитажа по выставочной деятельности Владимир Матвеев, был краток. Он подчеркнул, что, по его мнению, «Эрарта» дает достойное представление о современном искусстве, а также высказал небесспорную точку зрения о том, что между Эрмитажем и «Эрартой», как и между Пушкиным и Некрасовым, ничего нет (скорее всего, под «нет» он имел ввиду вакуум).
«Мое сердце принадлежит Эрмитажу, а мои надежды и помыслы – "Эрарте"», – так начал свою длинную речь Александр Сокуров. В общих чертах ее смысл сводился к тому, что он чувствует тревогу за судьбу родины, и в связи с ней – за судьбу частного музея, который может пострадать в случае политических катаклизмов. К тому моменту, как начал говорить певец Валерий Герелло, гости уже давно потихоньку стали расходиться. А зря.
Единственные слова, которые на этом открытии действительно стоило бы услышать, произнесла хозяйка музея и автор идеи его создания – Марина Варварина. Она говорила не об искусстве и не городе и даже не о художниках, а об одиночестве и том, как любовь к искусству помогает человеку его избежать и найти свою индивидуальность. Варварина сказала, что, по ее мнению, сердечный подход не является дилетантским и что она верит в то, что абсолютно любой человек может воспринимать искусство, главное – дать ему такую возможность. «Наша сегодняшняя аудитория сплошь состоит из социально успешных людей, но счастье определяется не этим, а уровнем самосознания и открытости миру», – отметила она.
На брифинге для прессы внимание снова было приковано к хозяйке музея. Она же открещивалась от комментариев, и не из нежелания общаться с журналистами. «Мне бы хотелось, чтобы проект был интересен сам по себе, а не как часть чьей-то личной истории. Точно так же, как мы хотим, чтобы наш ребенок рос самостоятельно, я желаю этого и своему проекту. Отчасти поэтому мы открыли здесь коммерческую часть».
Во время фуршета мы поинтересовались мнением о проекте гостей мероприятия. Ректор Академии художеств Семен Михайловский высказал радость по поводу того, что в речах Маниловой и Матвеева было упомянуто возглавляемое им заведение. Комментировать же проект »Эрарта» как искусствовед он отказался. До этого Михайловский долго бродил по залам музея, рассеянно глядя по сторонам. Более однозначную оценку открывшемуся заведению дал ресторатор и просто ответственный горожанин Леонид Гарбар: «А что тут можно сказать, кроме хорошего? Я очень рад, что Марина Варварина сделала этот проект. Она молодец. Пусть это лучше будет остров музеев, а не людей с пивными бутылками, которые где пьют – там и писают. Не будет культуры – не будет и бизнеса».
Коллекция музея и вправду с точки зрения профессионального искусствоведения – достаточно неровная. Однако директор музея признает, что отказ от профессиональных принципов – сознательная стратегия создателей проекта. Если так, то стоит признать, что «Эрарта» на сегодняшний день, вероятно – один из немногих проектов в мире, где создатели музея не боятся рисковать, отказываясь от услуг профессиональных кураторов и полагаясь исключительно на собственный вкус и интуицию. Судить о том, удался он или нет, по большому счету, действительно можно будет только через несколько десятков лет.
Справка:
Хозяйка музея Марина Варварина – вдова крупного бизнесмена Дмитрия Варварина, трагически погибшего десять лет назад. Биография Дмитрия Варварина не типична для крупного коммерсанта, стартовавшего с закона о кооперации 1987 года. Потому как положительна в сравнении с новорусскими ужасами нашего городка. В 1981 году Варварин учился на самом трудном факультете ЛГУ – матмехе, но был отчислен. Год он работает в самой холодной зоне страны – на Ямале. Возвращается и получает диплом. Работу программиста прерывают реформы Михаила Горбачева. Вместе со стройотрядовцами ЛГУ он учреждает один из первых кооперативов «Орион». Из него впоследствии и выросла корпорация «Орими».
Мультимиллионером Варварин также был не типичным – без охраны, открытым, без скандалов и серьезных склок с партнерами. Он не готовил плацдарм со счетами за границей. К концу 90-х он является членом политсовета блока Юрия Болдырева и открыто финансирует его политическую деятельность.
Вечером 10 марта 2000 года Варварин вернулся из Москвы после встречи с Анатолием Чубайсом. Поставив машину возле дворца спорта «Юбилейный», он пошел обычным маршрутом к дому. Убийца выстрелил ему в затылок. Не побежал, а спокойно сравнялся с прохожими. Большинство назвало это убийство политическим. А будущий губернатор Валентина Матвиенко заявила: «Нас это не остановит». Однако убийство было странным. Ни на хорошо отстроенный бизнес 40-летнего Варварина, ни тем более на губернаторские выборы его смерть повлиять не могла. И не повлияла.
Вскоре трагедию заслонили другие новости, а через несколько лет и уголовный розыск махнул рукой на не раскрытые бумаги.
Мария Элькина
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»