В отечественных кабаках солянку всегда можно кушать. Собрать всего понемножку и намешать на русской кухне умеют неплохо. Первый российский игровой фильм в формате 3D оказался как раз таким вполне недурным блюдом для накушавшегося заграничных похлебок зрителя. Корреспондент «Фонтанки» сняла пробу с «Темного мира».
После первых минут просмотра хочется снять очки. От безумного мелькания кадров голова идет кругом. На зрителя летят ели, летят реки, летят бескрайние российские просторы. Без этого эпического пролога можно было бы и обойтись, чтобы не утруждать публике глаза. В завязке фильма Антона Мегердичева – история «готессы»-неудачницы по имени Марина (Светлана Иванова). Самый привлекательный парень курса (Илья Алексеев) идет на свидание не с ней, а с типичной сексапильной блондинкой. Хотя сама героиня в образе «мертвой невесты», пожалуй, впечатляет. Не столько красотой, сколько очень убедительной мертвенностью. Умирать – так с музыкой. Назло врагам, студентка Марина тащится в фольклорную экспедицию за своим «принцем» в компании его новой пассии, «ботана» Кости (Иван Жидков), еще трех девушек и трех молодых людей, чей внешний вид никак не вяжется с традиционными представлениями о том, как должен выглядеть парень с филфака МГУ. Даже заучка-филолог, оказывается, вполне сносно владеет боксерским хуком. Обещанное фэнтези начинается уже в первой экспедиционной ночевке, когда сбежавшая в приступе ревности барышня и последовавший за ней «ботаник» Костя (в свою очередь, влюбленный в Марину) оказываются в подземелье, где добровольно заточила себя пару тысячелетий назад королева озерных ведьм.
Собственно, с «мертвой невесты» и начинаются у зрителя вспышки дежавю. Вековечная борьба «светлых» и «темных», ведьмы, колдуны, враждующие кланы нечисти. Представителям одного клана нельзя вступать на территорию другого – от солянки потянуло заокеанскими вампирскими сагами. Любовная линия, слегка обнаженные тела. Проблема выбора – вы, Марина, за кого будете, за красных али за белых? Всё это смешано с бульонными кубиками азиатского жанрового кино. Причем справедливости ради надо отметить, что отнюдь не худшего: кто-то вспомнит «Крадущегося тигра», другие – «Героя». Только от русских полетов и пробежек по стволам сосен возникает странное послевкусие. Левитация здесь вызывает устойчивые ассоциации с киносказками советских времен, только с макияжем современных спецэффектов. Блюдо сдобрено аллюзиями на народный фольклор, четко проговариваемой нецензурщиной и даже смелой шуткой про Владимира Путина. Не говоря уже об откровении, что, на самом деле, страной заправляет нечистая сила: министр недр становится главным антигероем фильма. Сверху сумеречно-китайско-несогласная солянка приправлена наспех придуманной ересью про какие-то недобрые камни и духов зла, заключенных в них. Приправлена – и отправлена на стол.
Но варево это, несмотря на странные ингредиенты, русскому зрителю, пресыщенному заграничной бесовщиной, может даже прийтись по вкусу. Оно, кстати, вполне обошлось бы без трехмерных эффектов, тем более что все эпизоды без экшена запросто смотрятся и без очков. А обилие средних и крупных планов, на которых снят фильм, все-таки нужно бы хоть изредка перемежать общими. Закрадываются подозрения, что съемочное пространство было малость тесновато: «общаки» большей частью отрисованы на компьютере и носят уж больно глобальный характер – полеты над землей да глубины космоса. Порой от актерской игры становится кисловато. Но, впрочем, в солянке непременно должен быть лимон. У кушанья этого есть свои достоинства – хотя бы вполне калорийный неожиданный финал, но поварить подольше и постарательней «Темный мир» всё же не помешало бы.
Ксения Потеева
«Фонтанка.ру»
Фото: «Централ Партнершип».
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»