Дворцовый мост ремонтировать все-таки будут. Но только после того, как построят Ново-Адмиралтейский. К такому решению пришли в комитете по развитию транспортной инфраструктуры после серии техсоветов и совещаний. Любой другой сценарий неминуемо приведет к транспортному коллапсу и значительным финансовым тратам.
Решение о сроках проведения ремонта Дворцового моста было принято КРТИ 15 октября. Далось оно чиновникам нелегко — на совещаниях прорабатывались различные варианты перераспределения транспортных потоков, рассматривался и проект строительства моста-дублера. Однако в итоге специалисты пришли к выводу, что при закрытии Дворцового моста транспортного коллапса избежать попросту невозможно. Мост-дублер, во-первых, обойдется городскому бюджету в 1,5 миллиарда рублей, во-вторых, транспортную проблему все равно не решит, да и подходящего места для его размещения не существует. Единственный путь решения этой проблемы — как можно быстрее построить Ново-Адмиралтейский мост, чтобы перенаправить транспортные потоки через него.
Правда, сроки окончания строительства новой переправы пока неизвестны. Как сообщили «Фонтанке» в КРТИ, сейчас завершается экспертиза проекта будущего сооружения, а до конца года комитет намерен провести конкурс по выбору генподрядчика. Каким образом будет проходить строительство, тоже пока неясно — если со стороны Васильевского острова никаких препятствий нет, то на противоположном берегу находятся цеха и доки Адмиралтейских верфей, которые надо куда-то перенести.
Переезд предприятия должен, как уже много раз заверяли городские власти, вот-вот состояться. Однако произойти он может только после того, как будет найден инвестор для освоения территории Ново-Адмиралтейского острова. Определить компанию, которая получит право застройки 16 га земли в центре Петербурга, предстоит на конкурсной основе. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже давал обещание, что конкурс будет проведен в первой половине октября этого года, но пока никаких извещений об этом событии нет.
Напомним, что на Петербургском экономическом форуме-2010 Объединенная судостроительная корпорация и Адмиралтейские верфи подписали стратегическое соглашение о поэтапном переносе мощностей верфей с Ново-Адмиралтейского острова в Кронштадт и о развитии высвобождающихся территорий. Проект оценили в 20 млрд рублей, их планировалось получить от Смольного, который продаст освобожденный участок, и Внешэкономбанка, если городу не удастся набрать нужную сумму.
Кроме того, за рамками обсуждений остается еще одна проблема — по проекту после постройки Ново-Адмиралтейского моста проезжая часть 16-17-й линий должна быть расширена до трех полос. Для этого придется вырубить бульвар, исторически украшающий эту улицу. И уже сейчас можно предположить, какую волну протестов со стороны жителей квартала вызовут действия властей. Но пока этой темы ни проектировщики, ни чиновники предпочитают не касаться.
Как уже писала «Фонтанка», Ново-Адмиралтейский мост должен был стать частью единой большой трассы от Аптекарской набережной вдоль Лопухинского сада по Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева через Леонтьевский мыс на Васильевский остров. Строительство хотели разделить на несколько этапов. В первую очередь предполагалось построить мост в районе острова Серный и сделать подъезды к нему. На втором этапе - реконструировать набережную Адмирала Лазарева, а затем Песочную, а в 2008 году - приступить к реконструкции Лазаревского моста.
Однако через год концепция транспортного развития города изменилась. Не дожидаясь ее утверждения, в том же 2007 году дорожники приступили к реконструкции Лазаревского моста, и в мае 2009 года город получил новую переправу, связывающую Крестовский остров с «большой землей». Зато от строительства моста, связывающего Васильевский остров с Серным, Смольный решил отказаться. Уже изготовленные для него металлоконструкции будут использованы в других проектах, в том числе на Западном скоростном диаметре (ЗСД), а Васильевский остров так и остался без круглосуточно действующей переправы.
Отметим, что и на 2010 год в городском бюджете средств на строительство Ново-Адмиралтейского моста предусмотрено не было. «Существует небольшая вероятность того, что соответствующая поправка может быть внесена в главный финансовый документ города весной», - поделился с журналистами еще в феврале главный инженер ГУП «Мостотрест» Александр Белов, расценив однако такую возможность как минимальную. Он же предположил, что строительство начнётся не ранее 2011 года.
Затраты на капитальный ремонт Дворцового моста Александр Белов оценивал в 3 миллиарда рублей, ориентируясь на стоимость реконструкции моста Лейтенанта Шмидта (ныне — Благовещенского). Но финансирования проекта в 2010 году также не было предусмотрено. Более того, не были выделены средства даже на проектирование. Работы же могут растянуться на срок от двух до трех лет. «Само проектирование займёт год, а реконструкция - от года (если менять только «железо») до двух (если, по сути, менять всё, корме опор)», - предсказал Белов.
Тем временем Дворцовый мост ветшает не по дням, а по часам. Но ремонтировать его, ввиду скромного финансирования, можно лишь по частям. Как сообщили «Фонтанке» в «Мостотресте», на поддержание в рабочем состоянии всех 9 разводных мостов из бюджета в 2010 году выделено всего 50 млн рублей. На эти средства, в частности, в течение ближайшего месяца будут чинить главный генератор разводной части моста, который без перерыва проработал 34 года. А сама основная переправа Петербурга, за исключением своей центральной (разводной) части, где в 1976 году поменяли деревянное покрытие на асфальтовое, не ремонтировалась с момента постройки в 1916 году. Из-за этого за последние 5 лет уже несколько раз отказывал разводной механизм. «Мы с трудом поддерживаем мост в надлежащем состоянии и не допускаем серьёзных поломок», - подчеркнул Александр Белов. Лишь ненамного лучше чувствуют себя Литейный, Тучков и Биржевой мосты, также требующие серьёзной реконструкции.
Справка
Дворцовый мост был построен в 1912-1916 годах. Пятипролетное сооружение длиной 250 метров органично вписалось в панораму обеих набережных. Мост через Неву находится в самом центре города, на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Его название связано с Зимним дворцом, одним из значительных памятников русского зодчества XVIII века. Архитектурное оформление (инженер А. П. Пшеницкий, архитектор Р. Ф. Мельцер) моста из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны осталось незаконченным.
В 1939 году вместо временных деревянных перил была установлена литая чугунная решетка работы архитектора Л. А. Носкова и скульптора И. В. Крестовского.
После 1917 года мост был переименован в Республиканский. Первоначальное название было восстановлено в январе 1944 года.
В конце 1970-х годов была осуществлена частичная реконструкция Дворцового моста. Строители обновили разводную часть и заменили настил переправы, установили новые фонари. Капитально мост не ремонтировался ни разу.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру